Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Комическая перепалка

«Старший сын»: как рассказать о высоких материях душевно и искренне?
17 мая, 2012 - 12:05
СВАДЬБЫ НЕ БУДЕТ! СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «СТАРШИЙ СЫН»: НИНА (АННА АНДРЕЕВА) И КУДИМОВ (ЮРИЙ САК) / Фото с сайта theatreonpodol.com

В Киевском театре на Подоле установили своеобразный рекорд, показав в одном сезоне сразу два спектакля по пьесам Александра Вампилова, одного из самых ярких русских драматургов ХХ века. Первый — «Прошлым летом в Чулимске» в режиссуре Виталия Малахова — стал одним из центральных театральных событий года минувшего, чему прямым свидетельством и аншлаги, и пять наград премии «Киевская пектораль», в том числе и за лучший драматический спектакль. Второй же спектакль, премьера которого состоялась на днях, — «Старший сын», поставленный Игорем Волковым, одним из ведущих актеров подольской труппы, кстати сказать, сыгравшим одну из главных ролей в том же «Чулимске».

Сюжет «Старшего сына» похож на водевиль. Незамысловатая интрига, и безобидное плутовство с непременным его разоблачением, и ревность, и соперничество, и запутанная любовная линия. Начинается все с пустяка — двое двадцатилетних оболтусов, опоздав на электричку, застряли на ночь в провинциальном городишке и, чтобы не замерзнуть на улице, затевают розыгрыш. Подслушав и подглядев «обстановку», ребята заявляются в квартиру музыканта Сарафанова и объявляют, что один из них — его сын. Незаметно для самих себя незваные гости втягиваются в проблемы этого семейства, в котором, кроме Сарафанова, есть еще и взрослая дочь, собирающаяся замуж за летчика, и сын-старшеклассник, беззаветно влюбленный в женщину старше его на 10 лет, к тому же, разведенную...

И вдруг происходит замечательная метаморфоза — чужой человек Володя Бусыгин, назвавший себя «старшим сыном», на глазах взрослеет и становится полноправным членом этого семейства. В нем, пожалуй, неожиданного для него же самого, просыпаются совесть, доброта, ответственность, а главное — он беззаветно влюбляется в дочь Сарафанова, якобы свою «сестру».

В таком повороте (от смешного к серьезному) кроется один из главных секретов Вампилова-драматурга. Свои пьесы он начинает вроде как издалека, маня сюжетом и непринужденностью рассказа, а на самом деле выстраивает сложные конструкции человеческих взаимоотношений, проникает в потаенные глубины «жизни человеческого духа», задавая себе и нам, зрителям, казалось бы, простые безобидные вопросы: что такое семья или возможно ли беззаветно любить ближнего? Собственно, это одна из причин, почему подобрать верную интонацию спектакля для драматургии Вампилова очень сложно. Как тяжело бывает говорить о высоких материях просто, душевно и искренне.

«Старший сын» в Театре на Подоле получился рассказом не столько о семейных отношениях, сколько о любовных перипетиях пылких юношей, задающих тон и темп спектаклю. Сарафанов (Олександр Клаунинг) — нелепый, несуразный, трогательно неуклюжий в своей отцовской любви, порой не поспевает за прыткими молодцами, которым опека, наставления и какой-никакой, но пример для подражания оказываются попросту ненужными. И «старший сын» Бусыгин (Василий Кухарский), и его приятель Семен по прозвищу Сильва (Артем Мяус), и младший сын Васенька (Дмитрий Грицай), и умница-красавица дочь Нина (Анна Андреева), и даже строгая пассия Васеньки, секретарь суда Макарская (Оксана Анищенкова) — все так увлечены делами сердечными, что сами не замечают, как скатываются в водевильный развеселый аллюр.

Собственно, режиссер Игорь Волков, стараясь излишне не «перегрузить» публику, делает ставку именно на юморной тон, забывая, как иногда важно быть серьезным. И зал веселится и в начале спектакля, когда звучит анекдотичный зачин, и ближе к финалу, когда уже более уместны просветленные улыбки, но дружный гогот публики не умолкает. Одна, пожалуй, из самых трогательных и щемящих сцен, когда жених Нины, излишне прямолинейный курсант летного училища Кудимов (Юрий Сак), при знакомстве с Сарафановым вдруг начинает припоминать, где же видел будущего тестя? Оказывается, видел на похоронах в уличном оркестре (Сарафанова выгнали из филармонии, и хотя дети давно уже были в курсе этого, он ужасно стеснялся об этом рассказывать). И что же? Всем жаль Сарафанова, вот так глупо разоблаченного? Отнюдь, зрители продолжают восхищаться умению актеров вести комическую перепалку... Лишь в музыкальном эпилоге к спектаклю (ставшим уже «фирменным стилем» Театра на Подоле), где пара влюбленных исполняет дуэт под скрипичный аккомпанемент Сарафанова, на миг проскальзывает то тихое и светлое, с трудом поддающееся описанию ощущение рукотворной гармонии. Ощущение хоть и запоздавшее, но зато настоящее...

Ирина ЧУЖИНОВА, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ