Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Детективные истории о НДС

Схему, за которую открыто уголовное дело против топ-менеджера из империи Порошенко, налоговая милиция комментировать опасается
17 мая, 2012 - 12:04

К началу мая в Украине, по данным Государственной налоговой службы, зарегистрировано свыше 234 тысяч плательщиков налога на добавленную стоимость. Только за первые четыре месяца года предпринимателям выдана почти 21 тысяча свидетельств плательщика этого налога, что на 22%, или на 4,4 тысячи больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Эти данные, безусловно, свидетельствуют о растущей деловой активности. Но в ГНС озабочены: такой рост количества плательщиков налога, и сегодня остающегося наиболее «криминальным» в нашей стране, может сильно перегрузить налоговую милицию, у которой и без того мозги «забиты» многочисленными схемами афер с НДС. «Излишнее вмешательство в работу бизнеса не нужно ни нам, ни самим предпринимателям, — отмечает председатель ГНС Александр Клименко. — Поэтому с так называемым налоговым визитом мы приходим лишь к сомнительным плательщикам, которые используют незаконные схемы в своей работе».

«НЕТИПИЧНЫЙ» ЭКСПОРТ

О приоритетных направлениях налоговой милиции, а также об основных криминальных схемах, используемых для афер с НДС, рассказывал на семинаре для журналистов начальник управления оперативного сопровождения администрирования НДС Вадим Замятин. Говоря о схеме так называемых нетипичных экспортных операций, он отметил, что она сегодня является наиболее актуальной. По его словам, она состоит в том, что у предприятия, которое довольно удачно планирует и ведет свой бизнес на территории Украины (это, к примеру, сеть продовольственных магазинов), возникают налоговые обязательства по НДС, который по итогам отчетного периода необходимо уплатить в бюджет. Сумма, равная, скажем, одному миллиону гривен, представляется слишком большой.

Тогда на помощь приходят люди, специализирующиеся на оказании услуг по незаконной минимизации налогов. Они находят реальный контракт и реального покупателя-нерезидента, который хочет, например, получить из Украины партию грецких орехов. Их закупают в фермерских хозяйствах или (за наличные) у населения. Естественно, при этом предприятие, занимающееся заготовкой, не получает от продавцов никаких документов налогового учета. Чтобы легализовать товар, заготовители пользуются услугами сезонных фиктивных предприятий, что является фактором риска. Далее торговой сети предлагается стать экспортером, купив у якобы реального легального поставщика, а на самом деле у «транзитного» предприятия партию орехов стоимостью в пять миллионов гривен за шесть миллионов, а разница в один миллион — это НДС. Таким образом, налоговый кредит в стоимости покупки орехов составляет один миллион гривен.

Товар отправляется на экспорт — по реквизитам, которые заранее сообщил заготовитель орехов, а принимающая сторона-нерезидент является связанным лицом с организаторами всей этой операции, создавшим фиктивную цепь транзитных предприятий и легализовавшим закупку за наличные. Орехи поставляются по любой цене, о которой договорятся реальные предприятия и предприятие-схемщик, потому что карман в действительности один и тот же. А чтобы операция выглядела прибыльной, цена продажи может составлять 5,01 миллиона гривен плюс нулевой НДС. В налоговом учете, по словам Замятина, эта операция выглядит так: «на входе налоговый кредит, составляющий миллион гривен, на выходе — налоговое обязательство — ноль». В результате государство теряет, а дельцы получают миллион гривен, потому что торговая сеть уплачивает этими деньгами НДС с основной деятельности, но не платит за описанную экспортную операцию. Стандартная ставка «схемщика» — от 25 до 50%, разъясняет оперативник. А те, кто пользуется их услугами, хорошо понимают, что нарушают закон, но идут на это, чтобы сэкономить текущие денежные средства. По данным Замятина, нетипичный экспорт в 2010 году принес государству убытков на четыре миллиарда гривен.

«БЕЗУМНАЯ» КАРУСЕЛЬ

Другая схема, о которой подробно рассказывал Замятин, использует льготы по НДС, предоставляемые законом сельхозпроизводителям, например рыбным хозяйствам. А осуществляет ее предприятие, имеющее хорошие отношения с каким-нибудь банком. Заручившись согласием на выдачу кредита, делец идет в рыбхозяйство и предлагает легкий заработок, причем обещает, что по документам все будет, как говорится, «в ажуре», то есть легально. Предложенный им договор предусматривает покупку рыбы, допустим, на 60 миллионов гривен. Такое количество продукции хозяйство сможет произвести лишь за 15—20 лет. Но большие деньги, как говорится, манят, и рыбоводы соглашаются. Полученные средства им предлагают адресовать на приобретение кормов. И в этой операции, действительно, нет криминала. Тем не менее, Замятин называет эту схему «безумной».

Дело в том, что дальше заключается псевдоэкспортный контракт, по которому рыбхозяйство должно поставить свою продукцию экспортеру на условиях предоплаты. Для этого и нужен кредит. Рыбхозяйство получает деньги и переводит их на транзитное предприятие якобы за корм для рыбы. Но транзитер (чисто случайно) — не только предприятие, связанное с экспортером, оно еще и участник кредитного договора и связано с банком договором поручительства. Он проводит экспортную операцию и возвращает деньги банку — кредитный договор вроде бы закрыт. Но он имеет свойство быть долгосрочным, и банк, поскольку деньги были возвращены, снова выдает их экспортеру. Так возникает финансовая карусель. Она крутится до тех пор, пока дельцы не получат на требуемую «небольшую» сумму (к примеру, на три миллиона гривен) налоговых накладных от рыбников. Там будет указано, что НДС составляет три миллиона. По такой схеме нередко используется право на налоговые льготы.

Особенность подобных операций заключается в том, как отмечает Замятин, что в бюджет эти деньги никогда не поступят, поскольку плательщик фиксированного сельхозналога — рыбовод имеет право направлять НДС, полученный им в виде предоплаты, на собственные потребности, а это и есть, например, покупка кормов.

СХЕМА «РОШЕН»

А теперь совсем уж свежий реальный пример уголовного дела, которое рассматривается Шевченковским судом столицы в отношении служебных лиц дочернего предприятия «Кондитерская корпорация «Рошен». 11 марта суд принял постановление (согласно информации, размещенной на портале «Украинская правда», документ есть в распоряжении журналистов ресурса), где изложена позиция следователя налоговой милиции. Он возбудил уголовное дело по факту покушения на овладение чужим имуществом в особо крупных раз мерах путем злоупотребления служебным положением служебными лицами кондитерской корпорации. Следователь считает, что руководители предприятия имели умысел, направленный на незаконное возмещение НДС из бюджета в особо крупных размерах в период октября — декабря 2010 года и для этого незаконно сформировали налоговый кредит на 691 тысячу гривен, документально оформив видимость поставки желатина от частного предприятия «Миоком». Суд решил, что при возбуждении этого дела следователь выполнил требования законодательства и оставил жалобу директора «Рошен» без удовлетворения.

Впереди разбирательство по сути, и мы не собираемся проводить никаких параллелей. Но странно, что дело получило огласку именно теперь. Это позволяет предположить, что в нем может присутствовать и какая-то, пока не ясная политическая составляющая. Ведь, как известно, кондитерская корпорация «Рошен» контролируется министром экономического развития и торговли Петром Порошенко, который был назначен на эту должность 23 марта. Неужели «последний оранжевый» уже успел кому-то насолить?

В конце семинара, о котором говорится в этом материале, «День» спросил у Вадима Замятина, готова ли налоговая милиция к тому, что на рынке появятся новые креативные схемы, покушающиеся на НДС. Офицер не исключил, что такое возможно, и заверил, что и к ним будут подобраны ключи.

P.S. Вечером, после того как в СМИ появилось приведенное выше сообщение о желатине для кондитерской компании, «День» снова побеспокоил Замятина своими вопросами и теперь уже в отношении дела «Рошен»: это давно известная в кругах налоговой или новая схема? И не стоит ли за ней политическая составляющая? Вадим Анатольевич стоял уже почти на пороге дома, а потому попросил перенести разговор на утро следующего дня. Ровно в 9.00 «День» стал атаковать мобильный телефон оперативника и продолжал это делать до послеобеденного времени, когда заканчивался дедлайн для сдачи этого материала в печать. Ответа не было. Поэтому нам остается предположить, что прозрачность и открытость налоговой явно имеет некоторые ограничения. Видимо, все зависит не столько даже от суммы нанесенного государству ущерба, сколько от того, кто контролирует проштрафившееся предприятие.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ