Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Анатолий Матешко. Человек-джаз

Известный украинский режиссер — о кино, друзьях и семье
12 января, 2018 - 10:13

Позволю себе крамолу — поспорю с классиком. Все несчастливые семьи похожи друг на друга, каждая счастливая семья счастлива по-своему.

Действующие лица сегодняшней истории: муж — актер и режиссер Анатолий Матешко.  Красив, талантлив, трудоголик.  Жена — актриса, сценарист и режиссер Анастасия Матешко. Стильная, уверенная в себе и своем муже.  Сестра Анатолия — актриса Ольга Матешко. Одна из первых красавиц украинского кинематографа, живет в США, часто бывает в Украине.  Дети — Артем, Николай, Андрей. Жанр — семейная психологическая мелодрама  (для чтения в морозные зимние вечера). Краткое содержание — история одной любви.

СТАРШАЯ СЕСТРА

— Толя, когда твоя фамилия впервые появилась в титрах фильма  Игоря Ветрова «Земные и небесные приключения», она была уже хорошо знакома зрителям, благодаря яркой красавице-актрисе Ольге Матешко. Актером решил стать под влиянием сестры?

 — Пожалуй. Оля старше меня на шесть лет, и в детстве, по сути, она занималась моим воспитанием: отправляла в школу, поскольку родители были на работе, конфликты разные решала, а уж ее поступление во ВГИК  вообще произвело на восприимчивый  детский организм (смеется) огромное впечатление. Когда я учился классе в седьмом, меня отпустили в Москву проведать сестру, помню ту поездку до сих пор. Это был совершенно иной мир, другие люди и разговоры... Оля дружила с Сашей Итыгиловым, который потом стал ее мужем (кинооператор, кинорежиссер — «Если можешь, прости...», «Обвиняется свадьба», «Смиренное кладбище». — Авт.), и я с ними в шесть часов утра (!) ходил на просмотры недоступных рядовому советскому зрителю фильмов, и слушал потом, как их обсуждают будущие актеры и режиссеры. Когда вернулся в Киев, наверное, месяц не мог прийти в себя — все казалось серым и скучным, никто из моего окружения ничего не знал о том, что происходит в волшебном мире кино. Долго вспоминал фантастическую  атмосферу  вгиковских аудиторий, где царили «запахи Рима»... (Смеется)

Наверное, именно тогда я и решил, что после школы буду поступать на актерский. Но отец хотел, чтобы я строил «мосты и тоннели», и если бы не провалил письменный экзамен по математике, возможно, стал бы инженером. Однако я получил двойку, а поскольку поступать все равно было куда-то нужно, выучил  басню, и пошел пытать счастья в театральный институт. Первый курс оказался сложным, а потом я втянулся — классное было   время, интересное. У нас еще и курс  подобрался отличный, я учился вместе с Гришей Гладием, Славкой Гаврилюком, Олегом Примогеновым...

— Ты окончил театральный в середине семидесятых  (до развала Советского Союза, когда рухнуло кинопроизводство, было еще далеко),  как складывалась  актерская карьера?

— Да, я успел поработать у Леонида Быкова — в фильме «В бой идут одни «старики», У Владимира Бортко — в  «Канале»,  у Павла Любимова — «Быстрее собственной тени», сыграл одну из главных ролей на «Ленфильме»  в картине «Строгая мужская жизнь», режиссер — Анатолий Граник. Он снял фильм «Максим Перепелица», если помнишь. Я многому у него научился, очень интересный был человек.

Классное было время,  мы много ездили по стране, масса впечатлений. Например,  на Всесоюзном (тогда ведь еще был СССР)  кинофестивале в Ереване, где картина «Строгая мужская жизнь» получила «Серебряную медаль Александра Довженко», я впервые увидел Сергея Параджанова. Он буквально несколько дней назад вышел из тюрьмы,  и сразу после Тбилиси приехал в Ереван, где  друзья устроили ему прием — эдакую тайную вечерю. После 12 ночи, когда уже все заведения в городе закрылись,  в гостинице «Ани» собралась избранная публика — уважаемые аксакалы, с тростями, перстнями...  И Ваня Гаврилюк привел меня туда — это было потрясающе!

Параджанова вижу, как сейчас:  белая борода, седые волосы, голубые-голубые глаза,   серый пиджак. Он смотрел на всех каким-то  детским наивным открытым взглядом. Тосты в его честь говорили по кругу, и когда дошла очередь до меня, я произнес   банальные слова (сейчас и не помню, что говорил), сел, и у меня слезы из глаз покатились...  Этот вечер запомнился мне на всю жизнь.

Потом я еще раз встречался с  Параджановым, уже в Киеве, и опять же Ванька  меня притащил на встречу.

— Вы дружили с Гаврилюком?

— Да. Мы снимались с ним и Иваном Миколайчуком  в фильме «Канал» у Владимира Бортко. Прожили месяц плечо к плечу в  Чаплинке, потерянном в степях поселке в  Херсонской  области, и нас сложились  очень теплые отношения. Я был младшим товарищем в этой компании. Мы потрясающе проводили время втроем.  Вечерами выпивали понемножку, а иногда и  «помножку» (смеется) — по-разному,  и разговаривали-разговаривали-разговаривали... Иван Миколайчук все время что-то изобретал, придумывал какие-то игры, он был большим выдумщиком.  Каждый вечер превращался в своеобразный спектакль, и заводилой всегда был Миколайчук.  Рассказывал  массу   историй из своей жизни. Например, как после триумфа  картины  «Тени забытых предков» встречался  с Юрием Любимовым, который приглашал его в Театр на Таганке, что долго мучился, не мог решиться — ехать или нет («Таганка» ведь в те годы была недосягаемой мечтой всех актеров!), но все-таки не поехал. Хотя прими он предложение Любимова, все могло в его судьбе сложиться по-иному...

Мне было очень интересно в их компании. Они поначалу присматривались ко мне, а потом приняли в свою команду. Я не злоупотреблял  расположением старших товарищей,  но наша дружба продолжалась и после съемок.

— Твоя актерская карьера складывалась успешно, почему же решил стать режиссером?

— Понимаешь, мужчина и женщина в актерской профессии — разные объекты. Актер — инструмент в руках режиссера, и из-за этого у него начинает складываться особое отношение к себе. Вот как художник, например, относится к своему инструменту — кисти? Бережно хранит ее,  чистит, лелеет. Так и актер (хочешь — не хочешь) начинает смотреть на себя в зеркало больше, чем нужно. Может быть, это и логично для такой профессии, но входит в привычку, которая, как правило, превращается в эгоцентризм.  Мало кто справляется с ним. Те, кому удается, достигают больших высот в ремесле. Но их немного. Мне, к слову, сейчас очень сложно проводить свободное время в актерской среде. Гораздо комфортнее с людьми других профессий. Потому что на площадке ты для артистов любого возраста и мама, и папа, а  проводишь там по 12 часов.  Например, у меня в последнем фильме снимался Юра Евсюков, прекрасный актер, но его нужно было и обнять, и похвалить, и поругать... А Тема Мяус, также классный, очень органичный современный артист, сам говорит: «Меня нужно тормошить!». Они действительно как дети, за ними все время присматривать нужно, а потому, когда отдыхаешь, хочется об этом не думать.

— Режиссуре ты учился в России, на Высших курсах сценаристов и режиссеров.  Адаптация проходила сложно, ведь, не секрет, что ко всем поступившим из союзных республик относились как к «младшим братьям»?

— Адаптации, по сути, не было, потому что у нас на курсе собралась многонациональная компания. Я только там, кстати, смог отличить эстонца от латыша или литовца! (Смеется)

— Каким образом?

— Латыши — рациональные и (в то же время) более  просоветские. Литовцы — настоящие мужики, люди, на которых можно положиться. А эстонцы — отвязные ребята, могли «улететь» полностью в прострацию. Вроде бы, один регион, а характеры разные.

Мы дружно жили, привыкли друг к другу. Я много общался на курсах с Сашей Кайдановским, чудесным и талантливым  человеком. Основным мастером у нас был Александр  Митта («Гори, гори, моя звезда», «Экипаж», «Граница. Таежный роман» — Авт.), он читал  общие лекции, и в то время писал книгу «Между адом и раем», учебник по драматургии и  режиссуре, прокатывал на нас свои мысли. Было   интересно.

— И в режиссуру ты также  вошел  достаточно уверенно: за несколько лет — яркий дебют «Зеленый огонь козы», о котором тогда много говорили, затем — «Ха-би-ассы», «Женщина для всех». Все складывалось замечательно, но произошел развал Союза, и кино перестали снимать. Не пожалел тогда, что не научился строить «мосты и туннели»?

— Да в то время  и мосты, и туннели не строились, все было хреново... Конечно, сейчас я, может быть, выбрал бы другую профессию.  Почему, нет. Сегодня мир открыт, много возможностей. А тогда поначалу, конечно, была растерянность — непонятно, что делать. Работал на телевидении, снимал  программы, заказные корпоративные фильмы, преподавал в институте.  А потом Александр Роднянский пригласил меня режиссером на сериал «День рождения Буржуя». Он прошел с большим резонансом, и жизнь стала налаживаться.

— До событий на Майдане, войны на Востоке ты много и успешно  работал в России. Снял несколько телесериалов по книгам Дарьи Донцовой и Татьяны Устиновой — «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Подруга особого назначения», «Миф об идеальном мужчине», другие фильмы, которые до сих пор зрители смотрят с удовольствием. Сегодня сотрудничаешь с российскими коллегами?

— Нет, сейчас я с россиянами не работаю. Причем, мне стало там некомфортно  еще до событий на Майдане, не знаю, чем  это объяснить. Я даже пару раз отказывался от интересных предложений. Однажды уже дал согласие продюсеру  Денису Евстигнееву, но в последний момент сдал билет и не поехал...

К тому же сегодня, наконец, начинает возрождаться кино в Украине. Появилась возможность предлагать и защищать свои проекты, снимать то, что хочется, на  родине. Последнее время каждый месяц проходят премьеры украинских  фильмов разных жанров, некоторые работы  просто отличные. Я еще не видел «Кіборгов» Ахтема Сеитаблаева, но отзывы слышу весьма эмоциональные, а это значит, что картина зацепила за живое. Марина Степанская сделала классный  арт-хаусный  «Стрімголов» — кино  европейского уровня. Там прекрасно заявили о себе  молодые актеры  — Андрей Силецкий и Даша Плахтий. Замечательный оператор Себастьян Талер! Мне очень понравилась его камера, вот такого качества я хочу добиться от своих коллег, в которых крепко сидят штампы поэтического кино, «дуже хочуть знімати красиво». Конечно, и у меня бывает соблазн увидеть идеальную картинку, но часто она идет вразрез с драматургией. А «Стрімголов» снят абсолютно точно.  Произвел на меня впечатление и фильм Аркадия Непиталюка «Припутні». Хорошо, что появилась «Сторожева застава», первая проба мейн-стрима.  И на все эти картины  пошел зритель, что говорит о том, что национальное кино востребовано — настало время, когда мы хотим смотреть фильмы о себе.

АНАСТАСИЯ МАТЕШКО И СЫНОВЬЯ — НИКОЛАЙ И АНДРЕЙ

Наша творческая группа также сняла за последние годы комедийный мюзикл «Трубач», военную драму «Плен» (CAPTUM), в настоящее время идет монтаж детской картины «Фокстер и Макс» по сценарию Насти Матешко, а аниматоры создают рисованную собаку-робота, друга нашего героя. Это длительный и кропотливый процесс. Так что не скучаем, и это классно.

ВЛЮБИТЬСЯ НА «ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ»

— Вы с женой  Настей   работаете вместе:  она снималась в твоих фильмах,  была  вторым режиссером, креативным продюсером, автор сценария  картины   «Фокстер и Макс». А как вы познакомились?

— В прошлом веке (смеется), в далеком 1993 году в Доме кино была премьера фильма Алексея Левченко  «Елисейские поля», где я играл помещика Владимира Николаевича,  и наши общие друзья познакомили нас. Мне было страшно неловко, потому что Настя все время смотрела на меня таа-ки-ми огромными глазами. А потом она сказала...

— Вот от этого человека я хочу иметь детей!..

— (Смеется) Поначалу мне казалось, что происходит какой-то кошмар: я недавно расстался с первой женой, был совершенно не готов к новым отношениям, тем более, что у нас с Настей разница 23 года. Мне она казалась огромной. Потом, правда, выяснилось, что не такая уж эта разница и большая...

— Решение жениться второй раз далось легко?

— Нет, не просто. Не просто...

— И что же, в конечном итоге, повлияло на него?

— Решающим фактором все-таки всегда бывает любовь.

— Влюбился сразу, если честно?

— Наверное, со временем. Тем более, что Настино отношение ко мне развеяло  многие опасения. Скажу больше: она изменила меня в лучшую сторону.

— И что же в тебе было плохого, если не секрет?

— (Смеется) Было. Я не стану раскрывать свои недостатки. Курить бросил, например. Не курю лет 15.

— Вы вместе уже двадцать лет. Не сложно, когда все время —  и дома, и на работе —  вместе?

— Здесь, наверное, важно, что нас объединяет общее дело, цели, которые мы хотим достичь. Нам всегда есть, о чем говорить: нереализованные замыслы,  конкретные задачи. Например, Наська сейчас продюсирует одну короткометражку, самостоятельно, без моего участия. Но мы все равно обсуждаем какие-то нюансы, ее занятие понятно  мне.  А недавно она  сняла как режиссер короткий метр (5 минут) по пьесе  Максима Курочкина «Востоковед». Могу без ложной скромности сказать — классная работа!

— Это первая проба пера у Анастасии  как режиссера?

— Нет, Настя дебютировала короткометражным фильмом «Жилец», и в 2015 году  его даже показывали в секции ShortFilmCorner Каннского кинофестиваля.

— Критикуете друг друга?

— (Смеется) Бывает. Всегда же есть соблазн постебаться друг  над  другом.

— Несмотря на стеб (или благодаря ироничному отношению друг к другу),  вы выглядите счастливой и гармоничной парой...

— Серьезно?

— Мне, во всяком случае, так кажется.

— Значит, так оно и есть. (Улыбается) Есть вещи, которые объяснить нельзя: почему, с каким-то человеком ты и минуты не можешь находиться в одном пространстве, интуитивно отодвигаешься, если он приближается к тебе, чувствуешь дискомфорт, а другому прощаешь   абсолютно все — поведение, поступки, которые, казалось бы, не приемлешь априори. Нас с Настей ничего  не раздражает друг в друге. Ну, например, не помыла она посуду, сидит книжку читает — я спокойно встану и помою, мне даже нравится этот процесс — думаю в тот момент, медитирую. И так во всем. Наверное, это и называется гармонией?..

— А как вы обычно отдыхаете?

— Мы купили в деревне под Кагарлыком дом, ездим туда летом. Там такое классное пространство, большая территория, у нас на участке своя роща есть, и даже непроходимые места.  Приезжаешь в деревню, и растворяешься. Наська возится все время, кусты какие-то высаживает. Я выращивал дыни и арбузы, очень вкусные получаются. Огурчики, помидорчики...  У меня есть электрокосилка, кошу траву.  Младший сын Андрюшка часто с нами ездит, у него компания местная образовалась, придумывают разные игры.

На лыжах  не катаемся. Может быть, попробуем начать с Андрюшей. Одно время ездили в Индию, подолгу там бывали.  Настя увлекалась йогой, индийской мифологией. Сейчас немного охладела, слава богу. «Повернулась» к европейским ценностям. (Смеется) И мне это больше нравится, ближе.

МАЛЬЧИК... И ЕЩЕ ДВА МАЛЬЧИКА

— У тебя трое сыновей. Кто-нибудь унаследовал артистические гены?

— Старший Артем занимается экономикой, финансами, продажей биржевых бумаг. Одно время он работал в Киеве, достаточно успешно. Недавно переехал в Канаду, там живет  его мама — адаптируется.  Я уже дед, кстати, у меня внучка родилась. Правда, пока видел ее только по скайпу.

Среднего, Колю, поначалу тянуло в актерство. Он даже снялся у французов в фильме «Вишенка» (CHERRY).  Сам пошел на кастинг (ему было 14 лет), и его утвердили на одну из главных ролей  — друга героини, у которой отец работает в Киеве, а мама не может справиться с дочкой подросткового возраста и отправляет ее  из Франции к нему в Украину.  Здесь девочка (кстати, она племянница Изабель Аджани, такая же красивая) знакомится с  мальчишкой, которого играл Коля. Съемки должны были проходить в Киеве, но уже случился Майдан, и их перенесли в Софию.   Настя поехала с сыном, им очень понравился город, они много гуляли, и все время проходили мимо зоомагазина, где продавалась собачка — джек-рассел-терьер (как в фильме «Артист», помнишь?). А когда съемки закончились, Коля на свой гонорар купил ее (они очень дорогие) и привез в Киев. Назвал Зое, так звали девочку-француженку(сейчас собачка откликается на Зою), и теперь у нас полный двор родственников. (Смеется) Молоденькой Зоя была вредная, а сейчас, по-моему, уже понимает человеческую речь. Когда младший — Андрюша — играет на саксофоне, она стоит рядом и подпевает!

— Тебе понравилась работа Коли?

— Я не могу быть объективным. Он очень способный парень, и  после премьеры в Париже режиссер с экспрессией, присущей французам, ругал нас, говорил: «Это гениально! Вы недооцениваете сына! Дайте ему свободу!». Но самое главное, уже в Киеве мы как-то гуляли с  Колей, разговаривали, и он  сказал самые важные для меня слова: «Папа, ты знаешь, а я не хочу быть артистом». Хотя ему очень понравилось сниматься — французская группа, окружение потрясающее! Это его признание было большим подарком для меня, второе рождение ребенка. Детям нужно давать свободу, они сами выберут свой путь...

— И какой же выбрал Коля? Он ведь уже окончил школу?

— Он не мог определиться, куда пойти учиться после школы. Я предложил айтишные курсы. Коля поначалу сопротивлялся, мол, не мое это, а после двух занятий прибежал с горящими глазами, настолько ему понравилось, как вел курсы парень, к которому он попал. Он дотошно учился, донимал педагога, выпытывая разные нюансы —  в итоге тот взял Кольку на работу в свою компанию. И сын решил, что ему интереснее работать, заниматься тем, что нравится, а не тратить  пять лет на какой-то непонятный  институт. У мамы поначалу истерика была, она чуть в обморок не падала — как это, сын  без высшего образования! Но я внутренне его поддерживал, потому что  два года преподавал в одном вузе, но не выдержал и ушел — там педагогам самим учиться нужно, а для студентов — пустая трата времени за их же деньги.

Сейчас Коля сам себя делает, огромнейшие книги по специальности  на английском  проглатывает за месяц, потому что в этой отрасли необходимо ежедневно следить за  новинками. В результате, в свои 18 лет он уже проводит собеседования с людьми, которые окончили КПИ, другие технические вузы.  Его  приглашают на работу в Португалию, но Коля сомневается — боится, что не потянет. Это будет его выбор: с одной стороны, здорово, а с другой, все-таки ему всего 18 лет...

Коле нравится то, чем он занимается, но устает. Недавно, чтобы перезагрузиться, купил путевку и махнул на Шри-Ланку. За свои деньги, ничего у меня не спрашивал.

А Андрюха, младший, ни на кого не похож. Оторванный, свободный, независимый, легкий. И при этом, по-моему, самый умный. Начнем с того, что он уже умеет готовить, и у него отлично получается. Очень много читает. «Гарри Поттера» проглотил всего, жонглирует названиями станций, городов, именами героев, знает всю гарри-поттеровскую библию — запас слов у него, по-моему, больше моего.

Вот Андрей — актер, он все время что-то придумывает, переодевается,  играет. У него хороший слух, и мы хотели  отдать  его учиться игре на гитаре, но он  выбрал духовой инструмент. Сначала играл на флейте, а потом его преподаватель (интересный такой парень, они с Андрюхой на равных разговаривают, без возрастной субординации) посоветовал саксофон. Более мужской инструмент, говорит. Моя первая жена привезла саксофон из Канады, с приключениями, чуть не забыла в аэропорту, вот Андрей сейчас на нем и наяривает. Ему очень нравится.  Рассуждает (копирует сына): «Когда я играю в зале, я всех вижу, и каждому человеку конкретно играю, каждому хочу что-то сказать!».

— Талантливый актер и умный, нестандартно мыслящий человек, Сергей Чонишвили, который снимался у тебя в нескольких фильмах, разделяет людей на «человек -джаз» и «не джаз». Смысл характеристики, думаю, понятен? Когда я спросила его, кого из знакомых киевлян он может назвать «человеком-джазом», Чонишвили ответил (цитирую): «Толя Матешко, оператор Сергей Борденюк — однозначно! Они постоянно в джем-сейшне».

— Приятно.

— А какие вещи  в исполнении сына-саксофониста больше всего любит «человек-джаз»?

— Наверное, «Серенаду лунного света» из репертуара Глена Миллера и  «Розовую пантеру»...

— Заканчиваются длинные новогодние «каникулы». Уезжали куда-нибудь на праздники?

— Мы традиционно встречаем Новый год дома.  С детьми и Настиными родителями. Если Оля в Киеве, она  тоже приходит к нам.   Когда мама была жива,  мы и ее забирали.

— Праздник был с  подарочками под елкой, как положено?

— Обязательно! Более того, несколько лет назад  зашел разговор про чудеса, о том, что заказать «миколайчику», и Андрюха вдруг говорит: «А давайте я переоденусь Дедом Морозом, вы все  подарки в мешок положите, и я буду их раздавать!». Мы игру приняли, и вот уже третий год  Андрей облачается в костюм Деда Мороза, выходит за дверь, звонит, начинает всякие речухи толкать... Весело!..

Ирина ГОРДЕЙЧУК, специально для «Дня».Фото из личного архива Анатолия МАТЕШКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ