Окончание. Начало в «Дне», №23-24, 9-10 февраля 2018 г.
Введение исторической гетманской титулатуры в дипломатический ритуал возобновляло старую украинскую государственную традицию, которая становилась неотъемлемым аксессуаром нового Украинского Государства и способствовала соответствующему уважению его главы — Гетмана, подъему его международного авторитета.
Последовательно национально-государственный характер имела внешняя политика Украинского Государства. Министерство иностранных дел возглавил известный украинский общественный деятель и ученый Дмитрий Дорошенко. Украинскому Государству, несмотря на все трудности, удалось достичь немалых успехов во внешнеполитической деятельности. Одним из наиболее важных вопросов, который решало гетманское правительство, было как можно скорее укрепить национальную государственность с помощью Германии и, в то же время избавившись от ее опеки, осуществлять собственную политическую линию. Несмотря на тесную связь с государствами «Почвірного» союза, летом 1918 г. Украинское Государство делает попытку возобновить дипломатические отношения со странами Антанты. И хотя этот шаг вызвал решительный протест Центральных государств, уже в октябре немецкое правительство согласилось на установление отношений Украины с Антантой. С этой целью широко использовались дипломатические отношения Гетманата с нейтральными странами. Уже накануне падения Украинского Государства были сформированы дипломатические миссии — во Францию во главе с Н. Могилянским и Великобританию и США, председателем которой должен был стать И. Коростовец. Это было ярким подтверждением попыток правительства гетмана Скоропадского проводить независимый внешнеполитический курс.
Чрезвычайно важным государствообразующим аспектом внешней политики Украинского Государства была попытка консолидации всех украинских этнических территорий. Гетман демонстрировал выразительное стремление включить в состав Украины Кубань, Крым, в значительной степени заселенные украинцами, которые никогда не теряли духовного и культурного родства с метрополией. В сентябре 1918 г. между правительствами Украины и Крыма было заключено предварительно федеральное соглашение, согласно которому Крым должен был принадлежать Украинскому Государству как автономный край с собственным сеймом.
Гетману в его внешнеполитической деятельности было свойственно понимание того, что Украина должна быть сильным государством. В этом контексте чрезвычайно важным было прочно закрепиться на побережье Черного моря, которым овладели украинцы в результате длительной военной борьбы казачества и колонизационной экспансии. Эту задачу необходимо было выполнить, тесно привязав к Украинскому Государству Бессарабию, Крым и Кубань, в значительной степени заселенные украинцами.
Морская граница Украины была единственным стабильным рубежом, который в то же время был ее окном в мир. Однако он нуждался в надежной защите, которую мог обеспечить сильный украинский флот. Поэтому проблема Черноморского флота была одним из главных направлений дипломатической и военной политики.
Гетман выдвигал задачу распространения геополитического влияния Украины на широком пространстве т. н. казацкой территории от Кавказского Причерноморья до Каспия. Эта территория, заселенная донскими, кубанскими, терскими, уральскими (яицкими) казаками, кавказскими народами, калмыками, казахами, включала также мощные анклавы украинских колонистов, которые протянулись длинной полосой вплоть до Тихоокеанского побережья. Создание крепкого союза с казацкими государственными образованиями и кавказскими государствами давало реальную возможность ограничения российского империализма, самого главного врага украинской самостоятельности.
Одной из важнейших проблем, которые стояли перед Украинским Государством, было решение земельного вопроса и проведение оптимальной аграрной политики. С первых шагов своей деятельности гетманское правительство поставило задачу осуществить масштабную земельную реформу, которая имела своей целью создание экономически сильного класса среднего и зажиточного селянства. Этот крестьянский слой должен был получить землю с помощью государства путем парцелляции большой земельной собственности за выкуп. С этой же целью планировалось учредить Государственный земельный банк, который должен был обеспечить селян дешевым и выгодным кредитом и помочь им в приобретении земли.
На начало ноября 1918 года проект земельной реформы, разработанный министром земельных дел В. Леонтовичем, был готов. Он предполагал принудительный выкуп государством всех крупных земельных имений, которые должны были быть парцеллированными между селянами с помощью Государственного земельного банка в размере не более 25 дес. на одно хозяйство. От отчуждения земли освобождались только те хозяйства, которые имели агрокультурное значение, однако только размером до 200 дес. каждое.
По мнению специалистов, этот закон был одним из самых демократических по сравнению с земельными законами других держав тогдашнего мира. Осуществление очерченной реформы, без сомнения, могло дать толчок мощному социально-экономическому развитию Украины. Оно обеспечивало такой земельный уклад, основой которого становились среднезажиточные, самодостаточные индивидуальные хозяйства, что вело к утверждению экономически здорового, независимого хлеборобского слоя — опоры Украинского Государства. Обращение к этому опыту сегодня, без сомнения, способствовало бы выведению Украины из кризисного состояния, в котором оказалась ее социально-экономическая жизнь.
Высокой оценки заслуживает финансовая политика Гетманата. В чрезвычайно сложных условиях была создана стабильная денежная система и обеспечен украинской валюте высокий курс. Экономическому возрождению Украины способствовали основание Государственного банка и Земельного банка, упорядочение бюджетного процесса. Подобные мероприятия трудно себе представить во времена Центральной Рады и Директории УНР.
Гетман и его окружение понимали, что в той борьбе, которая началась между большевизмом и Украиной, определяющую роль может сыграть только тот социальный слой, который является владельцем средств производства и продуцентом одновременно. Таким слоем могло стать возобновленное в новейшее время казачество, которое, опираясь на традиции свободного владения землей и оружием, могло быть крайне заинтересованным в существовании институтов частной собственности на землю и стабильной национальной государственности, которая защищала бы эти институты. Создание крепкого организованного казачьего стана должно было способствовать урегулированию размеров землевладения, утверждению частной и наследственной собственности на землю, утверждению права владения землей в зависимости от участия в борьбе с внешним врагом и обеспечения границ Украинского Государства. В этом контексте вполне логичное возобновление исторически традиционного Гетманата 29 апреля 1918 г. привело к возрождению казачества как стана, который был основой существования первой казацкой государственности. Казачество появилось опять на основании закона — универсала Гетмана всей Украины 16 октября 1918 г.
Культурно-творческая деятельность периода Павла Скоропадского опиралась на меценатскую традицию украинских гетманов, которые поддерживали общенациональное направление развития украинской культуры. Начиная с П. Конашевича-Сагайдачного, который вписался со всем Войском Запорожским в Киевское Братство, поддержал создание Киево-Могилянского коллегиума, и заканчивая К. Розумовским, который лелеял идею создания университета в Батурине, все украинские гетманы были усердными опекунами образования и науки. Даже за слишком короткий период на посту гетман Скоропадский основал два украинских университета и Украинскую академию наук.
Гетман не был намерен ограничиться открытием двух украинских университетов. Готовилось создание украинских университетов в Одессе и Харькове путем реорганизации имеющихся там российских университетов, а также в Екатеринодаре на Кубани и в Симферополе в Крыму. Особенно следует отметить, что на государственные средства были приняты все украинские средние школы, созданные украинской общественностью за период Центральной Рады, и в то же время был создан целый ряд новых украинских начальных школ и гимназий, которые финансировались государством.
Несомненные достижения Гетманата П. Скоропадского вовсе не означали отсутствия ошибок и просчетов в деятельности его руководителей, что является темой отдельного разговора. Теперь можем констатировать стремление к классовому миру, примирения интересов крестьян и крупных землевладельцев, предпринимателей и рабочих, в основном за счет состоятельных слоев, которое демонстрировал Гетман Павел Скоропадский и его правительство. Оно ставило цель утвердить реальное социальное партнерство, способствовать национальной консолидации всех слоев украинского народа и должно было обеспечить стабильность украинской государственности. Сочетание национально-консервативных и либерально-реформаторских принципов создания государства Гетманата Павла Скоропадского полностью соответствовало тогдашним тенденциям общественного развития цивилизованных европейских стран.
На фоне уничтожения большевиками национальных и социальных ценностей в России Украина демонстрировала своеобразный прорыв в будущее, утверждала неопровержимые государственно-правовые и национально-культурные ценности. Разрушение Гетманата Павла Скоропадского украинскими социалистами, фактически в союзе с большевиками, привело в итоге к катастрофе, поражению национально-освободительных соревнований и потере украинской государственности.