Такое решение Министерства здравоохранения было спонтанным. Официальная причина — срыв лицензионного интегрированного экзамена «Крок 1. Стоматология». Его сдавали все студенты-стоматологи медицинских вузов 20 февраля, кроме тех, кто учится в Национальном медицинском университете имени А. А. Богомольца. В Минздраве объясняют, что вуз не заключил необходимые для организации теста договоры. Но в университете утверждают: со своей стороны сделали все необходимое, а в срыве экзамена виноваты министерство и подчиненный ему Центр тестирования.
Ситуация напоминает сведение счетов с ректором. Странно, что в этом принимает участие Минздрав. Екатерина АМОСОВА получила должность на непростых выборах сразу после Революции Достоинства и после того, как министерская комиссия уволила ректора Виталия Москаленко за финансовые злоупотребления в университете на десятки миллионов гривен. Дело до сих пор блуждает по судам.
После подписания с Минздравом контракта Екатерина Амосова объявила курс на борьбу с коррупцией. Конечно, удавалось не все. Ситуацию с отстранением ректора медицинское сообщество воспринимает по-разному: одни поддерживают министерство, другие говорят, что в вузе не все идеально, и скандал раскроет много тайн.
ГРОМКОЕ УВОЛЬНЕНИЕ
Громкое увольнение в Минздраве комментируют довольно сухо. «Экзамен «Крок» сегодня является едва ли не единственным, который может реформировать медицинское образование, — объяснял на брифинге заместитель министра здравоохранения Александр ЛИНЧЕВСКИЙ. — Из всех медицинских вузов только один, НМУ имени Богомольца, не обеспечил проведение этого экзамена. Сейчас в университете будет работать специальная комиссия, которая будет проверять деятельность заведения. Также на время деятельности комиссии от выполнения обязанностей отстраняется директор Центра тестирования Минздрава Украины Ирина Булах. Студентам, которые не смогли сдать экзамен «Крок», будет предоставлена такая возможность».
Как ни пытались выяснить журналисты у заместителя министра, есть ли еще какие-то причины для устранения Екатерины Амосовой, например, исчезновение и вероятная гибель студентки вуза, гражданки Туркменистана Мукаддас Насырлаевой, о чем на днях сообщали СМИ, все сводилось только к срыву экзамена. Еще 2 февраля министерство обратилось к руководству НМУ имени А. А. Богомольца с требованием обеспечить проведение учебно-воспитательного процесса на уровне государственных стандартов образования, комментировали в ведомстве. По состоянию на 20 февраля руководство вуза не начало переговорную процедуру и не заключило договор с Центром тестирования на проведение лицензионных экзаменов «Крок», таким образом сорвав его проведение.
«НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭКЗАМЕНА МИНЗДРАВ ВЫДЕЛИЛ 300 ГРИВЕН»
Версия Екатерины Амосовой отличается. «Я имею основания считать, что это отстранение является расправой со мной как с руководителем вуза, который в течение многих лет проводит вместе с командой серьезную чистку, — утверждает она. — Я отказывалась выполнять распоряжение заместителя министра закупить услуги Центра тестирования на год за 1,5 миллиона гривен путем договорной процедуры и объявила открытые торги на сайте «Прозорро». Но Центр тестирования не принял участие в торгах сознательно. Если другие университеты получили утвержденные от Минздрава сметы еще 1 февраля, то у нас искусственно создана ситуация, поскольку не хватало времени для проведения тендера через «Прозорро», а на проведение экзамена министерство выделило нам всего лишь 300 гривен».
Чтобы таки провести тест, в вузе решили перевести на счета Центра тестирования около 100 тысяч гривен в виде целевого благотворительного взноса. Этого вполне хватило бы на организацию экзамена для студентов-стоматологов. Информация о платеже есть на сайте НМУ имени А. А. Богомольца. Студенты пришли сдавать тест в назначенное время, однако все оказалось напрасным. Интересно, что Александр Линчевский оплату в 100 тысяч гривен отрицает.
«Это был план сорвать «Крок» и обвинить меня в невыполнении контракта. «Крок» сорвал Минздрав, при этом не сообщил заблаговременно студентам. Нечестно использовать их для сведения личного счета, — комментирует «Дню» Екатерина Амосова. — Поскольку Александр Линчевский объявил о создании комиссии, которая будет проверять деятельность всего университета, это действительно выглядит как расправа. Причина — отказ выполнять незаконные указания заместителя министра, что началось еще летом, когда в Минздраве манипулировали невыдачей сертификатов выпускникам. При наличии действующего неоплачиваемого соглашения о сотрудничестве НМУ с Центром тестирования, подписанного предыдущим ректором, Александр Линчевский требовал, чтобы вуз расторг это неоплачиваемое соглашение и перешел на оплату университетом услуг Центра тестирований. Мы по этому поводу выиграли два суды».
«НАМ НАДОЕЛО БЫТЬ ПЕШКАМИ В СХЕМАХ»
Сейчас и.о. ректора назначили Михаила Захараша, члена-корреспондента Национальной академии медицинских наук Украины, с которым у Екатерины Амосовой, с ее слов, открытый конфликт. Он готовил жалобы о ее отстранении на имя министра внутренних дел Арсена Авакова и председателя Службы безопасности Василия Грицака.
Студенты против такого поворота событий. Назначенного и.о. ректора в первый день его работы они не пустили в ректорат. Также пикетировали Минздрав, выражая несогласие с действиями министерства. С 21 февраля профсоюзный комитет НМУ имени А.А. Богомольца объявил забастовку сотрудников и студентов.
«Нам надоело быть пешками в руках «взрослых» из соответствующих учреждений. Ситуация с «Кроком» оказалась всего лишь поводом для отстранения законного ректора НМУ, которая начала реформы, ударившие по карману старых коррупционеров. Все, что происходит сейчас, — это сопротивление старой системы, но мы не сдаемся без боя», — заявили в Студенческом парламенте вуза.
В настоящий момент Екатерина Амосова вместе с адвокатом Валентином Гвоздием готовят иск в суд по поводу противоправного отстранения с должности, а также заявление в НАБУ. Как объяснил адвокат, агрессия Минздрава по отношению к Екатерине Амосовой вызвана тем, что разрушается давняя схема, когда Центр тестирования получал средства за свои услуги в обход системы «Прозорро».
«Уверена, для университета мы сделали все, чтобы экзамен не сорвался. Я не один раз отмечала, что буду отстаивать свою принципиальную позицию, даже рискуя карьерой, — подытожила Екатерина Амосова. — Я вижу в этом попытку свести со мной счеты — как с человеком, который не соглашается на схемы».
От редакции
«День» продолжает следить за ситуацией вокруг НМУ имени Богомольца.