Сразу два — без преувеличения — революционных для экономики законопроекта должен рассмотреть парламент. Первый — Закон Украины «О валюте» — должен навести порядок в операциях с валютой — и второй — Закон «О налоге на выведенный капитал» — должен отменить налог на прибыль.
По идее, эти инициативы, которые на своей пресс-конференции анонсировал Президент, — должны оживить бизнес-климат в Украине. Однако не все так однозначно.
ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ КАПИТАЛА
Закон «О валюте» обеспечит переход Украины к новой современной модели валютной регуляции, которая внедряет принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом». Это своеобразная Декларация Независимости для капитала. Резиденты и нерезиденты смогут проводить любые валютные операции (в иностранной валюте и гривне) без ограничений.
В предлагаемом проекте такой целью является пятая статья «Свобода проведения валютных операций», первая часть которой звучит следующим образом: «1. Любые валютные операции проводятся без ограничений, если другое не установлено валютным законодательством».
В сообщении Национального Банка отмечается, что режим свободного движения капитала, который внедряет закон, предусматривает отсутствие валютных ограничений, а следовательно не нуждается в валютном контроле как инструменте контроля за их соблюдением. А соблюдение валютного законодательства в целом возлагается на валютный надзор.
«При свободном движении капитала процедуры должны иметь не разрешительный характер, как это происходит до сих пор, а уведомительный — для целей статистики (расчета платежного баланса и т.п.)», — отметили в Нацбанке.
Регулятор сообщает, что при либеральной модели валютной регуляции валютные ограничения должны будут внедряться только с целью преодоления или предотвращения кризиса и на короткий срок (не более чем на шесть месяцев).
Михаил ДОВБЕНКО, первый заместитель главы Комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности:
— Валютное законодательство двадцатипятилетней давности не позволяет Украине стать полностью «своей» на мировых рынках, и сейчас, когда весь мир снимает границы между странами не только для движения людей, но и для движения капиталов, мы остаемся ограниченными даже не внешними факторами, а собственным законодательством.
И после мощного шага, который Украина сделала в прошлом году, — введения безвизового режима с ЕС, мы должны предпринять такой же шаг и для упрощения движения средств как бизнеса, так и населения — своеобразный «безвиз» для капитала. Хотя это довольно непростое дело.
Как отмечал первый нобелевский лауреат по экономике Ян Тинберген, автор теории базовой экономической политики, в сложных ситуациях успех зависит от четко сформулированной цели и ее поддержки большей частью субъектов, причастных к проблеме. Уже потом выстраивается путь к такой цели с помощью соответствующих инструментов и моделей
«Такой подход к валютной регуляции соответствует международной практике и евроинтеграционным намерениям Украины. Согласно Соглашении об ассоциации с ЕС, с 2021 года Украина должна начать переговоры с ЕС о новых валютных правилах. Украина приняла на себя обязательство обеспечить свободное движение капитала. Поэтому при работе над законопроектом рабочая группа НБУ учитывала Директиву Совета ЕС 88/361», — обратили внимание в Нацбанке.
Добавим, что после принятия Закона «О валюте» Верховной Радой Украины понадобится шесть месяцев переходного периода на согласование нормативно-правовых актов НБУ с нормами закона. После этого закон вступит в силу.
ДЫРА В БЮДЖЕТЕ?
Еще одним революционным новшеством последней недели для экономики Украины может стать Закон Украины о налоге на выведенный капитал.
Главная идея налога на выведенный капитал состоит в том, что полученная фирмой прибыль не облагается налогом, пока она не выплачивается владельцам в виде дивидендов и приравненных к ним платежей.
В частности, вместо ставки налога на прибыль в 18%, которая действует на сегодняшний день, предлагается ввести ставку в 15% с операций по выводу капитала непосредственно владельцам.
Речь идет о дивидендах и других прямых выплатах даже в том случае, если они не оформлены как дивиденды.
Кроме того, также предлагается ввести налогообложение в размере 20% с операций, которые приравниваются к выводу капитала, и для доначислений.
Налог на прибыль дает в бюджет около 2% ВВП или до 9% от всех налоговых поступлений в бюджет. В частности, в 2017 году он обеспечил свыше 67 млрд гривен.
Уже в текущем году, согласно прогнозам Кабинета Министров, поступления вырастут еще на 22%. Таким образом, в правительстве ожидают получить от налога на прибыль 82 млрд гривен.
Введение же налога на выведенный капитал угрожает огромными потерями для Украины как минимум в первые годы его действия. То, что в бюджете образуется дыра, признают и в Министерстве финансов. По подсчетам ведомства, речь идет о ежегодной потере 35—40 млрд гривен.
При этом глава комитета по вопросам промышленной политики, народный депутат от Радикальной партии Виктор ГАЛАСЮК отмечает, что Украина может недополучить свыше 55 млрд гривен налоговых сборов.
Похожие показатели приводит и начальник Офиса крупных налогоплательщиков Государственной фискальной службы Евгений БАМБИЗОВ. По его словам, в случае принятия соответствующего налога в течение всего двух лет Украина может потерять от 80 до 100 млрд гривен.
Новый налог может создать определенные трудности и для украинских инвестиций за границу. В частности, предусматривается налогообложение вкладов в создание предприятия за рубежом налогом на выведенный капитал. В связи с этим соответствующую норму можно расценивать как дискриминацию для украинских инвестиций.
Также не решен вопрос, что делать с убытками/переплатами по налогу на прибыль предприятий за прошлые периоды. Со стороны бизнеса возникает вопрос -можно ли провести зачет накопленных переплат по налогу на прибыль в счет уплаты налога на выведенный капитал?
Как новый налог повлияет на инвестиции в Украину в настоящий момент можно только гадать, отмечает руководитель налогово-юридической практики EY в Украине Владимир Котенко. Слишком мало авторитетных незаангажированных исследований этого вопроса.
По его словам, защитники нового налога излучают оптимизм и отвагу. При этом в правительстве к этому вопросу относятся более скептически, что тоже естественно.
«Хотелось бы услышать мнение международных организаций, желательно не очень «коммерческих», у которых есть опыт анализа налоговых политик разных стран и влияния такой политики на мотивацию бизнеса и инвестиционный климат», — говорит Котенко.
В Институте экономических исследований и политических консультаций добавляют, что большого всплеска экономического роста за счет инвестиций после введения налога на выведенный капитал не стоит ожидать.