Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лабиринты техникумов

Почему изменение финансирования профобразования радует только чиновников
7 марта, 2018 - 13:16
ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Сокращение персонала, закрытие заведений и даже превращение помещений в торгово-развлекательные центры — такими опасениями делятся между собой руководители колледжей и техникумов. Переживают, что это произойдет, если финансирование перейдет на местный уровень.

Изменение формы содержания заведений профобразования началось еще в 2016 году. Но в прошлом году правительство дало задний ход, все-таки выделив из бюджета средства на их содержание. Однако это была последняя поблажка. В соответствии с государственным бюджетом на 2018 год государственные высшие учебные заведения I-II уровня аккредитации, кроме входящих в состав государственных высших учебных заведений III-IV уровня аккредитации, без статуса отдельных юридических лиц, переходят на финансовое обеспечение местных бюджетов. Недавно правительство утвердило постановления, которые детализируют этот процесс. По мнению правительственных чиновников, изменение финансирования — не причина складывать руки. Напротив, нужно искать другие направления развития бывших ПТУ, превращая их в центры качественного и модернизируемого образования.

«МЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ТЕМ, ЧТО НУЖНО УРЕЗАТЬ РАСХОДЫ»

Руководители заведений профобразования пока не имеют такого оптимизма. «Раньше мы финансировались из государственного бюджета, с января этого года нас передали на киевский областной бюджет, — рассказывает Юрий Маковецкий, директор Таращанского государственного технического и экономико-правового колледжа. — Правительство декларирует, что с января поднимаются зарплаты учителям и доплаты за престижность труда. Но нам не хватает на это средств в рамках нашего финансирования из областного бюджета. Реального поднятия зарплаты нет. Правительство хочет, чтобы за престижность труда мы платили 20%, но мы платим всего 5%. Что касается средств на энергоносители, учитывая, что у нас автономное отопление, мы установили современные котлы на дровах, все равно не хватает где-то 200 тысяч гривен на дрова. Штатное расписание еще не утверждено, поэтому пока не могу комментировать, будут ли сокращения. У всех моих коллег, чьи заведения перешли на областное финансирование, средств не хватает. Мы столкнулись с тем, что нужно урезать расходы. По состоянию на сегодня финансирование нам не увеличат. Мы должны работать в пределах утвержденной сметы. То есть реально придется или сокращать людей, или переводить их на неполный рабочий день. А если увеличат минимальную зарплату до 4100 гривен, будет еще больше проблем».

Как ранее отмечала министр образования и науки Лилия Гриневич, профессионально-техническое образование должно финансироваться из нескольких источников, прежде всего из государственной субвенции на получение общего среднего образования в рамках профессионально-технического образования. Также — благодаря двум видам заказа на подготовку рабочих кадров. Государственного, связанному с остродефицитными профессиями национального значения, и регионального, которое осуществляет область и города областного значения для местного рынка труда. Еще один источник — привлечение средств бизнеса. Впрочем, этот вариант возможен лишь при условиях модернизации базы ПТНЗ. На что в принципе и делает ставку правительство, изменяя форму финансирования.

ГЛОТОК ВОЗДУХА НА СТО МИЛЛИОНОВ

Чтобы поддержать курс на модернизацию, Минобразования предложило правительству выделить из бюджета на 2018 год 100 миллионов гривен для создания и развития центров профтехобразования во всех областях. Заведения профессионального образования должны пройти путь реформы так же, как это сейчас происходит в среднем и высшем образовании. Тем более, что техникумы и колледжи, в рамках перехода на 12-летку в школе, смогут обучать учеников 10-12 классов производственным профессиям и выдавать им соответствующие документы о профобразовании.

Для ПТНЗ это может стать глотком свежего воздуха. «Мы хотим развиваться этим путем и быть базой для получения профобразования старшеклассниками, — добавляет Юрий Маковецкий. — В МОН нам пока ничего не говорят по этому поводу, но у нас есть мощная производственная база, мы имеем 13 лицензий на разные производственные профессии. Мы уже обращались с предложениями относительно такого сотрудничества к руководителям района. Но нет механизмов такого перепрофилирования. Как по мне, это будет толчком для развития, а колледж сможет что-то заработать».

ИМУЩЕСТВЕННЫЙ «ПОВОДОК»

Но это все время, средства и пока — далекая перспектива. Руководители ПТНЗ не знают, что им делать уже сегодня. Помимо изменений в финансировании правительство инициирует передачу таких заведений из государственной в коммунальную собственность, при этом обещает, что в 2018-2021 гг. не допустит закрытия или перепрофилирования этих учебных заведений. Но каков механизм изменения формы собственности — непонятно. Также руководители учебных заведений хотят разъяснений, как им стать самостоятельными, если теперь они входят в структуру высших учебных заведений ІІІ-ІV уровня аккредитации.

«Нас пугают тем, что вскоре мы должны выйти из структуры университета, потому что только при таком условии сможем стать самостоятельными, — комментирует Наталья Пахович, директор Масловского аграрного колледжа, который входит в Белоцерковский национальный аграрный университет. — Но есть преграды. Поскольку юридическим лицом определен университет, все наше имущество является его собственностью. Он должен нам его отчуждать. Есть примеры, когда учебные заведения хотят выйти из структуры университета, но он не хочет отчуждать имущество. Если финансирование должно быть через университет в пределах его сметы, то он имеет свои обязательства, финансирует свое учебное заведение. В Белоцерковский НАУ входит восемь учебных заведений. Как он может финансировать их всех? В нашем случае учебное заведение без поля и фермы не сможет существовать, потеряется содержание образования. Практически мы сами выходить из университета не хотим, да и не видим, как это будет.  Если представить, что все ПТНЗ Киевщины переходят на уровень областного финансирования, достаточно ли для этого средств? А каким будет государственный заказ? Будет ли вообще такой госзаказ? Переход на местный уровень вообще не рассматривается. Наша сельская рада едва себя обеспечивает».

Теперь педагоги ожидают обстоятельных разъяснений от Минобразования. «День» тоже, потому что до сих пор не получил ответ на редакционный запрос о том, каким видит путь развития профобразования министерство.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ