«Такие решения принимаются в Кремле на наивысшем уровне», — однозначно сказал в телефонном разговоре бывший полковник КГБ Олег Гордиевский, когда я расспрашивал его об убийствах, совершенных советским КГБ за рубежом.
Лично полковника Гордиевского, бежавшего на запад в 1985 году, я тогда не видел, а уже историческое теперь интервью состоялось с помощью третьих лиц и звонка на временный номер.
Олег Гордиевский беседовал со мной еще до отравления своего бывшего коллеги Александра Литвиненко в Лондоне в 2006 году и до фактической химической атаки 4 марта 2018 года в городке Солсбери — покушения на бывшего полковника российской военной разведки Сергея Скрипаля.
Предметом нашего обсуждения были первые примеры применения специально разработанных КГБ ядов для убийств за рубежом: убийства ведущих украинских деятелей Льва Ребета в 1957 году и Степана Бандеры в 1959 году в Мюнхене.
Москва несколько лет могла скрывать свою черную работу, поскольку специальный пистолет убийцы, стреляя испарениями цианистого калия, не оставлял следов. Так же, как и сейчас, московская пресса была наполнена возмущениями даже от намека на причастность и в то же время КГБ пыталось через СМИ распространять ложные версии событий.
Лишь исповедь агента — перебежчика Богдана Сташинского на суде в Германии в октябре 1962 раскрыла все детали темных операций КГБ.
Олег Гордиевский не очень верил уверениям последнего руководителя советского КГБ Крючкова о том, что убийство Бандеры было последним, совершенным спецслужбами Кремля осуществили за рубежом.
Смертельные советские лаборатории продолжали работать дальше, и известным примером впоследствии стало убийство в 1978 году ядом в Лондоне болгарского диссидента Георгия Маркового.
После нападения 4 марта в Солсбери британский премьер-министр Тереза Мэй встала перед проблемой, которая с ужасной регулярностью повторяется с прошлого столетия: как заставить Москву уважать человеческую жизнь и суверенитет других стран?
В Лондоне не верили до сих пор и не будут верить в дальнейшем отрицаниям или оправданиям Кремля, который уже отверг причастность к отравлению нервно-паралитическим веществом бывшего полковника российской военной разведки Сергея Скрипаля в тихом английском городке.
«Если не будет заслуживающего доверия ответа, мы придем к выводу, что эти действия равняются незаконному применению силы российским государством против Объединенного Королевства», — сказала Тереза Мэй, объявляя в понедельник в парламенте ультиматум Москве.
Вопрос в том, что может Британия сделать, чтобы доказать президенту Путину уровень своей настроенности защитить свою страну от произвола спонсируемых российским государством убийц? Высылка российских дипломатов и возможный частичный бойкот футбольного чемпионата мира в России были бы громкими, но лишь символическими шагами. Самым болезненным для многих влиятельных россиян было бы замораживание их активов в британской финансовой системе.
Но больше всего Лондону в серьезных действиях в отношении России необходима сплоченность западных союзников, поскольку любые санкции возымеют большее влияние, если позиция Запада будет скоординированной.
«ЗАПАДНЫЕ ДЕМОКРАТИИ ДОЛЖНЫ ПРИНЯТЬ СИСТЕМНЫЕ ПРЕВЕНТИВНЫЕ МЕРЫ»
Владимир ВАСИЛЕНКО, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины:
— Если британские компетентные органы собрали достаточно доказательств отравления бывшего гражданина России, сотрудника ГРУ России в прошлом, конечно, британцы имеют право требовать объяснений, каким образом и почему на территории суверенного государства действует российская агентура, которая ставит под угрозу жизнь людей. В этом плане абсолютно правомерным является требование премьер-министра Великобритании РФ.
Подобные сценарии систематически повторяются, это почерк российских спецслужб, неправомерные действия которых одобряются высшим руководством России. Они направлены на то, чтобы наказать людей, которые решили по тем или иным причинам передать информацию о деятельности российских спецслужб за рубежом иностранным правительствам.
Такое поведение России свидетельствует о том, что они пренебрегают нормами международного права и проводят на территории другого государства спецоперации, нарушающие их суверенитет. В результате этих действий ставятся под угрозу жизни и погибают люди. Такого рода поведение России должно квалифицироваться в свете других противоправных и недружелюбных действий России, которые направлены против Запада и призваны подрывать стабильность и правопорядок в Западных странах, создавать напряженную ситуацию в обществе и использовать это с целью подорвать те принципы, на которых основывается общественная жизнь в Западных цивилизациях.
На территории Великобритании и раньше бывали подобные случаи, Британия неоднократно высылала дипломатический персонал РФ, члены которого принимали участие в деятельности, несовместимой с их дипломатическим статусом. Противоправные действия России рассматриваются как частные случаи, а их нужно рассматривать в комплексе с подобными действиями, которые имели место ранее, противоречат международному праву и подрывают международный правопорядок. Скажем, Первая и Вторая войны России в Чечне сопровождались тотальным уничтожением населения региона. Однако отсутствовала адекватная реакция Западного содружества на эти преступления. Потом — агрессия против Грузии, Украины, демонстрация силы и угрозы силой граничащим с Россией государствам — членам НАТО, преступное использование оружия против гражданского населения Сирии, уничтожение там гражданской инфраструктуры и тому подобное. Россия стабильно демонстрирует неуважение к международному праву и международному правопорядку. Изолированная реакция на частные случаи нарушений России не дает надлежащего эффекта. РФ своим поведением постоянно и системно угрожает общему миру и подрывает международный правопорядок. Следовательно, в ответ должны быть применены системные действия международного содружества, чтобы по крайней мере заставить эту страну вести себя цивилизованно.
Очевидно, правомерными и целесообразными были бы усилия Западных демократий, направленные на создание антипутинской коалиции, подобно антигитлеровской коалиции. Ведь мягкое реагирование на отдельные противоправные действия России лишь побуждает ее руководство к дальнейшим агрессивным действиям и акциям, подрывающим международный правопорядок. Такое поведение России, направленное против отдельных стран, в комплексе подрывает международный правопорядок и ставит под угрозу общий мир. Поэтому Западные демократии должны реагировать адекватно и принять системные превентивные меры, чтобы заставить РФ вести себя цивилизованно и понести ответственность за ущерб, нанесенный уже ею как отдельным государствам, так и международному содружеству в целом.