Аншлаг на недавнем спектакле «Евгений Онегин» в Национальной опере вряд ли кого-то мог удивить, хотя спектакль не является премьерой. Большинство меломанов пришли в театр, чтобы услышать баритона Юрия Юрчука, который, приехав из Лондона на гастроли в родной город, впервые исполнил партию Онегина. Этот спектакль состоялся в рамках проекта «Украинские оперные звезды в мире».
Партнерами баритона были солисты Национальной оперы: Ксения Бахритдинова-Кравчук (Татьяна), Дмитрий Иванченко (Ленский), Сергей Магера (Князь Гремин), Александр Гурец (Трике) и другие. За дирижерским пультом выступил Богдан Плиш.
После бурных финальных оваций киевской публики мы встретились с Юрием Юрчуком, ныне солистом Royal Opera House в Ковент-Гарден. Нужно отметить, что стремительная карьера этого молодого артиста поражает и вызывает восхищение. В целом, история творческих взлетов исполнителей на вершину мировой славы имеет немало примеров и в зарубежных звездных «досье», и в биографиях отечественных знаменитостей. Вспомним хотя бы выдающегося украинского баса Бориса Гмырю, который в возрасте всего 36 лет окончил Харьковскую консерваторию, покинул профессию инженера-строителя; или знаменитый тенор Анатолий Соловьяненко, который, имея уже диплом Донецкой политехники и работая педагогом вуза, начал оперную карьеру после 30-ти лет, а консерваторское образование вообще завершил, уже имея звание «народного артиста»...
Как говорит Юрчук, после 10 лет успешной карьеры финансиста в Чикаго, он радикально переосмыслил свою жизнь и сделал крутой вираж в сферу классического вокала. С периода 2014—2015 гг. украинский баритон — участник Программы для молодых оперных певцов Jetter Parker Young Artist при Королевской опере Ковент-Гарден. Именно в этот период Юрий исполнил на этой знаменитой сцене небольшие партии в операх «Тристан и Изольда», «Андре Шенье», «Мадам Баттерфляй», «Травиата» и др...
«ЖИЗНЬ РАЗДЕЛИЛАСЬ ПОПОЛАМ»
— Юрий, после ознакомления с (мягко говоря) нетривиальной вашей биографией, вы признались в одном из интервью, что впервые побывали в опере в 28 лет и, не зная элементарных основ нотной грамоты, стремительно ворвались в высокое искусство, а теперь уже выступаете на сцене знаменитого Королевского театра в Ковент-Гарден. И это всего за 3 года(!), но насыщенной событиями музыкальной биографией вы напрочь опровергаете укорененный стереотип об обязательно длительном и изнурительном пути оперного певца к Олимпу. Почему отказались от стабильной карьеры успешного финансиста и встали на шаткий путь оперного певца?
— Думаю, что просто сработала одна из моих многочисленных и настойчивых попыток реализовать свой музыкальный потенциал. В действительности с ранних лет я стремился приблизиться к музыке и нырнуть в такой загадочный и прекрасный мир искусства, чтобы из категории слушателя перейти в категорию исполнителя. В Киеве пытался создать собственную группу и тот замысел провалился. Преподаватели пения, которые встречались в период, когда у меня происходила мутация голоса, категорически отказывались от занятий, ссылаясь на полное отсутствие у меня каких-либо вокальных данных. Но время прошло и вот, на определенном этапе, когда я уже работал в Чикагской финансовой компании, посчастливилось встретить очень опытного, эрудированного педагога Майкла Эмбри, который поверил в меня и предложил научить академическому вокалу. Майкл около двух десятилетий был солистом «Нью-Йорк Сити Опера», и услышав меня на Конкурсе королевы Сони в Осло (где я удачно исполнил арию Риккардо из оперы В. Беллини «Пуритане» и арию Фальстафа из одноименной оперы Дж. Верди), единственный среди членов жюри, в отличие от других, которые просто сказали: «Ну, молодец!», детально проанализировал мое выступление. Эмбри написал разлогий комментарий на целый лист и сделал квалифицированный «разбор полетов». Это меня, конечно, заставило задуматься, ведь вокал — не математика и не финансы, и научиться классическому пению очень сложно. Я и до Майкла Эмбри делал попытки брать уроки у двух педагогов, но они не имели представления, что же делать с моим голосом. И тут, в лице Майкла, я нашел сочетание глубоких профессиональных знаний и педагогического таланта — важнейших качеств для обучения начинающего певца. Я знаю немало исполнителей с красивыми голосами, которые без длительной профессиональной поддержки педагога не смогли развить свой талант.
— Но это удовольствие не из дешевых — брать частные уроки вокала?
— На самом деле мне повезло, что на то время я уже имел стабильный заработок в компании. Но после решения стать профессиональным певцом мне удалось договориться о работе в офисе на полдня, а вторую половину посвятить занятием с педагогом по вокалу. В таком режиме я проработал два года, получил в Чикагском университете Де Поля (De Paul University) стипендию, что дало возможность оплатить курс музыкального обучения. В то же время меня приятно удивило, насколько небезразличными и доброжелательными оказались окружающие люди, и те, которые занимались классической музыкой, и мои коллеги по компании. Когда они узнали, что нужны дополнительные средства для занятий вокалом, то предложили петь за определенное вознаграждение в церковном хоре во время воскресных богослужений. Сначала я к этому был не совсем готов, ведь не умел читать ноты с листа. Но впоследствии этот опыт оказался очень полезным. Именно в хоре я шлифовал свой слух и учился пению в ансамбле.
— В каком возрасте вы приняли для себя судьбоносное решение — начать систематические занятия по вокалу?
— Это произошло в 29 лет, именно тогда поступил в Школу музыки в De Paul University. Моя жизнь разделилась пополам.
ПОДСКАЗКА НАЧИНАЮЩИМ ПЕВЦАМ
— С чего начался самый ответственный этап для певца — с постановки голоса? Наверно, с выполнения сугубо технических упражнений и распевок — с длительного и малоинтересного периода для амбициозных начинающих, которые мечтают сразу об оперных ариях и ведущих партиях. Известно, что знаменитый итальянский педагог Никола Порпора, воспитатель легендарного бароккового певца-сопраниста Фаринелли, первые пять лет обучения держал своих учеников только на исполнении вокализов! А как было у вас?
— Где-то через полгода занятий мой педагог осознал всю серьезность моих намерений и посоветовал еще хотя бы год «посидеть» только на упражнениях, а затем уже браться за первую арию, и учитывая мой «солидный» возраст, порекомендовал совершенствовать вокальное мастерство в более сжатые сроки. Поэтому с самого начала у нас была коррекция со временем. Я до сих пор везде вожу с собой ту тетрадь с упражнениями, с которых я начинал и на которых учусь до сих пор. У меня есть также аудиозаписи этих уроков, часто их прослушиваю и анализирую. Кстати, подсказка начинающим певцам: обязательно записывайте себя, прослушивайте и анализируйте свой вокал. Но лучше не использовать для этого iPhone и Аndroid, которые заметно искажают реальное звучание голоса, для этого стоит применять специальные рекодеры. Ведь когда ты поешь, ты себя не слышишь и адекватно не способен оценить. Правда, здесь мне помог аналитический подход, который я всегда успешно применял, еще когда занимался финансовой деятельностью.
— А с каких произведений началась ваша исполнительская практика, на каком языке вы запели, ведь английский — не лучший по фонетике материал для академического певца?
— Где-то через два месяца уроков я уже начал петь неаполитанские песни, а впоследствии Майкл предложил разучить каватину «Алеко» из одноименной оперы С. Рахманинова, мудро решив, что язык оригинала в определенной степени облегчит мне процесс изучения нотного текста каватины с ее уникальной кантиленой мелодикой.
— После нынешнего выступления в Киеве и длительных оваций публики в ваш адрес, руководство Национальной оперы уже присмотрелось к вам и имеет виды на дальнейшее сотрудничество?
— Руководство театра присмотрелось ко мне еще за год до моего дебюта на киевской сцене. После прослушивания в Национальной опере я получил предложение петь в «Евгении Онегине». Сейчас еще перед началом спектакля я почувствовал, как волны позитивной энергетики прокатывались через зал в направлении сцены. Во время спектакля я полностью переключился на свои эмоции и сосредоточился на контроле за подачей звука в партер. К сожалению, порепетировать на сцене до этого не удалось, у меня была только репетиция с оркестром, поэтому, возможно, не все было идеально в плане сбалансированности звучания голоса и оркестра.
— Вы задумывались, откуда взялся «дар небес» — голос. Какие генетические коды предков удалось унаследовать?
— Я родился в семье, где родители никак не были причастны к музыке. Единственное воспоминание детства, которое может пролить определенно свет в этом вопросе, — это мой дедушка, который часто пел народные песни, когда носил меня на руках...
Поскольку теперь я окончательно позиционировал себя как баритон, то моей амбициозной мечтой является постепенное привлечение к своему репертуару всех баритоновых партий в операх Дж. Верди — одного из самых любимых моих композиторов.
«МЕНЯ БЕСПОКОИТ ВСЕ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС В УКРАИНЕ»
— Выступая на разных сценах и континентах, чувствуете ли важность и особую ответственность миссии мастера сцены, способного нести послание добра и красоты миру, который сейчас находится в состоянии беспокойства и социальной турбулентности? С вашей точки зрения, что может утихомирить агрессию, которая в настоящий момент прорывается в разных точках планеты и не обошла Украину (четыре года идет война на востоке)?
— По-видимому, впервые задумался над этими вопросами после того, как меня пришли послушать коллеги с работы, причем для многих это был первый в их жизни визит в Оперный театр. У некоторых даже увидел после спектакля на глазах слезы... И это стало настоящим потрясением для меня, ведь именно в тот момент пришло внезапное осознание силы искусства, фантастического магнетизма музыкальных образов. Конечно, душа музыканта всегда особенно уязвима для внешних влияний... Меня беспокоит все то, что происходит сейчас в Украине, ведь здесь живут мои родители и родственники.
Ощущение сильных эмоций дает бесценный опыт понимания, глубокого переживания определенных драматических коллизий и открывает возможность при необходимости перенести этот опыт в реальную жизнь, сделать правильный выбор, быстро сориентироваться в любой ситуации перед реальными экзистенциальными вызовами времени, в котором мы живем сегодня.
— В настоящее время вы работаете в постоянном составе труппы Королевской оперы или рискнули перейти на контрактные условия сотрудничества?
— До этого года был в составе ансамбля оперы, а теперь решил, что целесообразно перейти на контракт, чтобы иметь больше артистической свободы и попробовать свои силы на разных сценах мира. Надеюсь и на будущие встречи с киевскими меломанами, теплоту приема которых я заберу с собой в Лондон.
СПРАВКА «Дня»
Украинский баритон Юрий Юрчук в настоящее время является членом ансамбля Королевского оперного театра в Лондоне. «The Times» назвала певца «прекрасным голосом с безукоризненным итальянским легато», а влиятельный интернет-ресурс Bachtrack — «богатым, глубоким голосом, способным к большой универсальности».
В сезоне 2017—2018 гг. творческий актив артиста составляют такие роли: граф Родольфо (Вексфордский фестиваль, Ирландия), Евгений Онегин (Национальная опера Украины), Пинг (Цюрихская опера), а также дубли Альфио и Дона Джованни для Королевской оперы в Лондоне.
Юрчук является лауреатом международных конкурсов Королевы Сони (Норвегия), Монсеррат Кабальe (Испания), Отавио Зино (Италия), Бель Канто Монастеро (США), Фрица и Лавинии Йенсена (США) и др. Среди резонансных выступлений — король Египта в спектакле «Аида», на 36-й церемонии в Центре Кеннеди в Вашингтоне, концерты в Букингемском и Виндзорском дворцах для королевской семьи и дебют на BBC в юбилейной серии, посвященной дню рождения Шекспира.
В 2014—2016 годах Юрий был членом программы молодых артистов Королевской оперы в Лондоне, присоединившись к ансамблю в 2016 году, с более чем 180 выступлениями на сцене Королевской оперы.
Юрчук родом из Киева. По словам артиста, страсть к опере он почувствовал после переезда в Чикаго (США). Юрий учился в музыкальном училище Де Поля в 2012—2013 годах. Имеет степень бакалавра и магистра по финансам и бухгалтерскому учету (окончил Киевский национальный экономический университет). Год преподавал на кафедре финансов. Потом работал в Киевском офисе Прайс Уотер Хаус Куперс, в 2010 году перевелся в Чикагский офис этой же компании. До начала карьеры певца работал финансовым консультантом по PWC в течение девяти лет (!), но искусство победило.