Не зря новый прокат блокбастера «Первом игроку приготовиться» от известного режиссера Стивена Спилберга совпал с праздником Пасхи (в этом году христиане западного обряда празднуют ее 1 апреля, а восточного обряда — 8 апреля). Весь фильм — это одно большое «Пасхальное яйцо». А теперь объясню, что же такое «пасхальное яйцо» в современной массовой культуре и какое отношение оно имеет к данной кинокартине.
История данного термина происходит от традиционной для США и Соединенного Королевства пасхальной семейной игры по поиску с помощью подсказок спрятанных пасхальных яиц. В современной же культуре «пасхальным яйцом», или просто «пасхалкой» называют скрытую в компьютерной игре, фильме или любом другом творении ссылку на другие работы или их создателей — в виде определенных артефактов, которые имеют к ним прямое отношение. Часто это просто небольшая шутка или проявление уважения, но заметить и понять их могут только «посвященные» зрители. Сегодня едва ли не самой известной «пасхалкой» является появление почти во всех супергеройских фильмах от Marvel выдающегося создателя комиксов Стэна Ли.
А теперь что касается фильма «Первом игроку приготовиться». Сюжет его разворачивается в 2045 году, где человечество вместо решения глобальных проблем перешло в виртуальную реальность. Все свободное время люди проводят в компьютерной игре, в которой они могут быть кем угодно, но по существу не быть никем. Ну чем вам не «Матрица»-лайт? Но неожиданно создатель виртуальной империи Джеймс Хелидей умирает и завещает передать контроль над многомиллиардным состоянием тому, кто пройдет несколько испытаний и найдет большое «пасхальное яйцо» глобальной игры. Такая вот ирония и довольно простая метафора от сценаристов фильма для тех самых «посвященных зрителей». Итак, главный герой Уэйд Уоттс вместе со своими друзьями, а также миллионами других пользователей отправляется в квест, чтобы завоевать самое дорогое в мире сокровище. Однако игра становится опасной, когда в дело вступает классический антагонист кинематографа — зловещая корпорация, которая бросает все свои виртуальные и физические ресурсы на поиск клада и уничтожение конкурентов.
Сюжет в фильме Спилберга, в отличие от его исторических кинолент, довольно линейный и простой, хотя отнюдь не примитивный. История больше напоминает классическую игру «Супер-Марио», где герой проходит испытания, побеждает дракона и в финале получает принцессу и сокровище в подарок. Однако «дьявол кроется в деталях», и именно бесконечная череда деталей делает фильм таким интересным, впечатляющим и по-хорошему забавным. Эта кинолента действительно соткана из «пасхалок» — различных известных персонажей и образов массовой культуры последних 50 лет. Поэтому, чтобы понять и по-настоящему ее оценить, нужно быть близко знакомым с массовой культурой, которая определяет мировоззрение современной западной молодежи. Здесь и прямое упоминание «Сияния» Стэнли Кубрика, железная Годзилла из классического японского фильма, известный автомобиль «Делореан» из «Назад в Будущее», герои «Звездных войн», ксеноморф из «Чужого», Стальной гигант из одноименного мультфильма, известное «прощание Терминатора»... Этот список ссылок и «артефактов» можно продолжать, пожалуй, еще на протяжении нескольких абзацев. А покадровый анализ фильма, уверен, подарит еще больше неожиданных «пасхалок». И чем больше знакомых образов в «Первому игроку приготовиться» вы узнаете, тем интереснее вы проведете время. Лично для меня это был не просто просмотр масштабного, прекрасно снятого блокбастера с впечатляющими спецэффектами — это был своего рода тест на знание масскульта, который захватил умы миллионов людей. «Первому игроку приготовиться» — это большой подарок «гикам» всего мира.