Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Мы все встретились в нужное время в нужном месте»

9 апреля основатель легендарного ВИА «Смерічка» Левко Дутковский будет отмечать 75-летие!
9 апреля, 2018 - 11:23
Фото: filarmoniya.cv.ua

Выпускник Мукачевского педучилища Левко Дутковский в 1966 году организовал в Вижнице самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль «Смерічка», где пели преимущественно ученики из местного училища прикладного искусства. На репетиции приезжал вечерним поездом из Черновцов еще юный Володя Ивасюк. «Вспоминая те самые счастливые мгновения жизни, удивляюсь иногда, мол, а где же начало песни?», — вспоминает Василий Зинкевич. — Левко и Володя имели невероятно чувствительные души. Все лучшее, чисто человеческое я взял от них. Каждый был большим жизнелюбом и патриотом. Не сторонились мирового, но знали цену своему, родному. Верили, что их песни делают каждого из нас добрее, поэтому в своей музыке исследовали мир человека ... Песенное искусство знало за это время взлеты, весомые достижения, знало и неудачи, пыталось копировать зарубежные образцы, сбивалось на шлягеры-однодневки. И все же лучшие песни помогали выкристаллизовывать и высокий эстетический вкус, и настоящую духовность».

 

«СМЕРІЧКА» — ЭТО ПОДВИГ ЛЕВКО»!

Дутковский «с нуля» учил играть на музыкальных инструментах подавляющее большинство музыкантов, расписывал и разучивал с ними партитуры песен, учил петь, работая над вокальной манерой. В то время «Смерічку» легко можно было узнать без объявления по радио и телевидению. Ансамбль со своей оригинальной манерой исполнения ярко выделялся среди других подобных коллективов в Украине, которые пытались копировать буковинский коллектив.

— «Смерічка» — это подвиг Левко, — признает Александр БРОДОВИНСКИЙ, музыкант, участник ансамбля. — Хочу отдать дань огромного уважения за тот колоссальный труд, который Левко вложил в нас. Мы жили музыкой, пением. Репетиции — иногда до утра. Некоторые даже не знали музыкальной грамоты — Левко их учил!..

— Вспоминаю первые незабываемые гастроли — по три концерта в день, и все «вживую» (кто тогда знал, что такое пение под фонограмму?!) Мы не перебирали — будь то сельский клуб или районный Дом культуры, или престижный областной зал», — рассказывает солистка «Смерічки» Мария ИСАК. — Сказать, что у нас были постоянные аншлаги, это ничего не сказать, потому что залы не вмещали всех желающих. Как жаль, что этого всего никто не зафиксировал на пленку. Показывают же документальные кадры с ансамблем «Битлз», мы прошли почти то же самое. А каким бы уроком это было для нынешнего поколения.

— До «Смерічки» у меня был ровненький голос, а в ансамбле Левко Дутковский изо дня в день учил меня вокальным вибрациям, правильному дыханию. Он — великий учитель, такое дается от Бога. Дутковский всегда был и остался фанатом своего дела, он имел редкий «нюх» на таланты, умел объединить их в коллектив. Все вместе были сильны духом, монолитом», — добавляет свое воспоминание Мирослава ЕЖЕЛЕНКО, та обаятельная блондинка, которая в дуэте с Назарием Яремчуком в сопровождении «Смерічки» исполняла на« Песне-72» шлягер Владимира Ивасюка «Водограй».

НЕ БЫЛО БЫ ЛЕВКО ДУТКОВСКОГО, НЕ БЫЛО БЫ ВАСИЛИЯ ЗИНКЕВИЧА И НАЗАРИЯ ЯРЕМЧУКА

— Продвижение и триумф уже тогда были запрограммированы. Такой факт: если «Червона рута» и «Водограй» были более-менее простыми для исполнения, их мог спеть любой, то следующие произведения Ивасюка требовали широкого диапазона голоса и силы звука, то есть нужно было иметь профессионально поставленный вокал. А он был, благодаря Володе и Левко, у Зинкевича и у Яремчука. И от Бога ребята были наделены силой, красотой, но прежде всего — голосами», — добавляет Мария Исак.

Радуюсь, что Левко удалось увидеть в Назарие будущую звезду, нашу национальную гордость. Всякое было потом...

 — С Назарием у меня были коллизии. И не по его или моей вине — мы не были удобны, и нужно было ругать всех искусственно, — говорит Левко ДУТКОВСКИЙ. — Наша тройка прочно срослась — Назар, Василий и я. С нами было сложно бороться — мы все сделали, чтобы противостоять этому...

Время подтвердило и то, что не было бы Левко Дутковского, кто знает, имели бы мы сейчас Василия Зинкевича-певца, возможно, он был бы танцовщиком уровня Махмуда Эсамбаева или художником уровня Дали?.. И имели бы такого красавца-любимца Назария Яремчука, возможно, он был бы путешественником, ведь имел мечту познавать мир?!

«КАКИЕ ПЕСНИ, ТЕКСТЫ, МУЗЫКА, КАКАЯ ЭКСПРЕССИЯ»

Хотя Валерий Громцев (руководитель ВИА «Карпати», «Товтри», «Світязь) вроде бы и был творческим соперником с Левко Дутковским (оба же создавали музыку и возглавляли музыкальные коллективы), однако всегда дружили.

— Здравый смысл брал верх. Левко я уважал и относился к нему с почтением, — признается Валерий ГРОМЦЕВ. — Он действительно стратег, дальновидный творец. А какой фирмач! Это же надо в буковинском райцентре создать самодеятельный коллектив, которому уступали все профессиональные столичные! Какие песни, тексты, музыка, какая экспрессия, какая мужская и женская красота! А какие замечательные сценические костюмы делала его жена Алла! Все сделанное им — подвиг, как украинца, патриота и гражданина.

— В 1966 году я встретил Аллу, — вспоминает Л. Дутковский — в 1967-м — Василия Михайлюка, в 1968-м — Володю Ивасюка и Василия Зинкевича, 1969-м — Назария Яремчука, в 1971-м — Софию Ротару. Мы все встретились в нужное время в нужном месте…

Фото с сайта filarmoniya.cv.ua/ua/dutkivskiiphoto/

Михаил МАСЛИЙ
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ