Коррупции и преступников на всех хватит, решили в команде Президента — и решила и себе создать Бюро. Под видом реформы налоговой милиции председатель комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, депутат от БПП Нина Южанина предлагает создать Национальное бюро финансовых расследований (НБФР). Соответствующий законопроект был зарегистрирован в Верховной Раде 18 марта этого года.
Напомним, это уже третье «Бюро». Первое — Национальное антикоррупционное бюро, которое возглавляет Артем Сытник, второе — Государственное бюро расследований под руководством Романа Трубы.
О том, что Верховная Рада Украины может рассмотреть закон о создании Национального бюро финансовой безопасности (НБФБ) уже на этой неделе — до 20 апреля, сообщила представительница Президента в парламенте Ирина Луценко на согласительном совете руководителей фракций.
«Мы надеемся и уверены, что соответствующий профильный комитет рассмотрит этот законопроект в среду. В четверг мы будем настаивать на его рассмотрении в сессионном зале», — отметила Ирина Луценко. Она также добавила, что Президент определил законопроект о Национальном бюро финансовой безопасности как безотлагательный и требует его скорейшего принятия.
По замыслу новоиспеченный орган должен был заменить «морально исчерпанный» институт налоговой милиции и облегчить бизнесу жизнь. В частности, на этом акцентировал внимание Президент Украины Петр Порошенко, анонсируя разработку законопроекта во время своей пресс-конференции два месяца назад. «Не дадим больше кошмарить бизнес», — заявил тогда Президент.
Впрочем, как раз бизнес, когда ознакомился с текстом зарегистрированного 18 марта автором Закона «О НБФР», первым и забил тревогу. Украинский совет бизнеса обратился с официальным заявлением к Президенту и ВРУ с просьбой не голосовать за документ в такой редакции. Представители бизнеса выразили обеспокоенность относительно процесса отбора работников будущего бюро, в частности на отсутствие ограничений или квот на набор в новую службу бывших работников налоговой милиции или других силовых органов.
Отмечается, что представители бизнес-ассоциаций, которые входят в совет, в целом «положительно отреагировали» на разработку и внесение законопроекта о Национальном бюро финансовой безопасности, однако, по их мнению, в имеющемся тексте существует ряд «рисковых моментов», которые грозят ухудшением положения предпринимателей в Украине.
«В частности, в законопроекте используется значительное количество терминов, которые на данный момент не определены законодательно («вред публичным финансам», «анализ структурированных и неструктурированных данных» и тому подобное), но отсутствует раздел «определение терминов». Таким образом, невозможным является определение рамок полномочий НБФБ и способов их реализации», — отмечается на сайте организации.
Кроме этого, по словам представителей бизнеса, в зарегистрированном в парламенте законопроекте возникает новое основание для оперативно-розыскной деятельности — «наличие аналитического продукта НБФБ».
«Фактически синтезированный информационный документ будет основанием для возбуждения оперативно-розыскного дела», — говорится в заявлении.
По мнению экспертов групп «Реформа органов правопорядка» и «Налоговая и таможенная реформа» «Реанимационного пакета реформ», в законе имеется дублирование функций правоохранительных органов. Он ограничивает полномочия НАБУ расследовать коррупционные преступления в бюджетной сфере. «Вместо налоговой милиции предлагается создание нового органа с еще большими полномочиями и возможностями давления на украинский бизнес», — говорится в заявлении экспертов.
По мнению РПР, принятие закона в действующей редакции нарушает требования Конституции Украины, поскольку наделяет Президента новыми, не предусмотренными Конституцией, полномочиями.
Эксперты призвали автора законопроекта — Нину Южанину и авторов альтернативных законопроектов — Андрея Журжия и Татьяну Острикову начать открытый диалог и исправить указанные недостатки, а также не допустить усиления давления на украинский бизнес.
Резко раскритиковал законопроект Южаниной и министр финансов Александр Данилюк. Его ведомство опубликовало перечень из 18 замечаний к тексту документа. Одно из ключевых — если текст будет принят в действующей редакции, то руководитель НБФБ получит доступ к любой засекреченной информации в Украине.
Автор Нина Южанина, комментируя замечания Министерства финансов к своему проекту, заявила, что желание правительства контролировать орган, который имеет в своей подследственности в том числе расследование в части расходования средств из Государственного бюджета Украины, понятно, ведь при определенных обстоятельствах деятельность любого из министерств или ведомств однажды может стать объектом расследования НБФБ, поскольку согласно бюджетному законодательству они являются распорядителями бюджетных средств.
«Зависимость бюро от Кабмина позволит влиять на принятие решений директором и по меньшей мере «не выносить мусор из дома» — замалчивать о возможных прецедентах, а то и блокировать следственные действия. Именно поэтому орган, к полномочиям которого будет относиться расследование преступных схем с разворовыванием средств на входе и выходе из Государственного бюджета — НБФБ, не может подчиняться распорядителю таких средств, а это каждое из министерств и ведомств и Кабинет Министров в целом. Этот конфликт интересов не позволит бюро работать эффективно», — отметила председатель комитета.
По ее убеждению, у Минфина было достаточно времени для того, чтобы наладить работу налоговой милиции: внести необходимые изменения в действующее законодательство, изменить подходы, провести реформирование, — вместо этого орган превратили в деструктивный элемент системы, а его специалистов — в изгнанников.
«Министерство финансов Украины доказало свою неспособность осуществлять эффективное управление, о чем ярко свидетельствуют кучи безосновательных уголовных производств, которые не имеют судебной перспективы и используются исключительно как рычаг влияния на бизнес ради блокирования его работы или даже вымогательства. Следовательно, отдать НБФБ на растерзание Минфину — обречь его работу на провал», — подчеркнула Южанина.
Она акцентировала, что формат подотчетности бюро украинскому парламенту и Президенту Украины, предложенный в законопроекте, является единственным приемлемым вариантом, ведь конструкция подотчетности НБФБ построена по аналогии с НАБУ с учетом ошибок, которые были допущены во время внедрения антикоррупционного бюро.
«Мы использовали ту же модель, усовершенствовав процесс подбора, назначения и увольнения директора, и таким образом минимизировали влияние со стороны власти на его работу и принятие им решений», — разъяснила народный депутат.
Южанина также назвала указанную модель подотчетности «краеугольным камнем» основания единого независимого органа по противодействию экономическим преступлениям, тем концептуально важным вопросом, в котором авторский коллектив не пойдет ни на какие уступки».
Что касается остальных замечаний Минфина к законопроекту, конструктивные из них на уровне с предложениями общественных объединений и бизнес-сообщества будут проработаны между первым и вторым чтениями. В частности, создание глоссария, который предоставлял бы исчерпывающее определение некоторых терминов, уже осуществляется авторским коллективом законопроекта.
Председатель Комитета уверена: именно законопроект №8157 должен быть принят за основу, ведь от альтернативных проектов законов (№№8157-1, 8157-2) его отличает четкий алгоритм основания и последующей работы будущего органа, что является залогом его успешного воплощения в жизнь.