Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Архитектура в Швейцарии – это почти религия»

Что из опыта этой страны стоит взять Украине
25 апреля, 2018 - 10:57
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Минимализм, прямоугольные формы, бетон — такие основные ассоциации с современной швейцарской архитектурой. Эти приметы — и правда, и нет. Действительно, такие здания в конце прошлого века стали своего рода брендом Швейцарии. С другой стороны, директор Швейцарского музея архитектуры (сокращенно — S AM, располагается в Базеле) Андреас Руби убеждает, что единого лица швейцарской архитектуры больше не существует.

Недавно в Киеве состоялся XI Международный архитектурный фестиваль CANactions. В его рамках в муниципальной галерее «Лавра» открылась выставка Schweizweit, дословно — «В Швейцарии», которая будет проходить до 10 мая. Этот исследовательский проект два года тому назад организовал Андреас Руби. По сути, это визуальный атлас, где собраны работы 162 архитектурных бюро Швейцарии. Выставка путешествует, кроме Базеля, ее показывали в разных городах, например, во французском Бордо, а теперь, при поддержке посольства Швейцарии в Украине, привезли в Киев. Господин Руби приехал на открытие события, где рассказал об истории S AM и современных архитектурных процессах в Швейцарии. 

  

 

МУЗЕЙ КАК АКТ НЕПОВИНОВЕНИЯ

Швейцарский музей архитектуры фактически начался с акта гражданского несогласия. Он появился в 1984 году благодаря частной инициативе архитекторов Макса Рассера и Тибера Вади (Max Rasser и Tibere Vadi). Они вместе с единомышленниками протестовали против снесения модернистского здания в центре Базеля. «Это здание 1960-х годов выглядит достаточно одиноко среди зданий XV—XVI веков вокруг. Это единственное модернистское здание на своей улице. И по каким-то странным причинам его хотели снести. Несколько архитекторов заявило, что это неправильно. Нужно было сделать что-то, чтобы помешать разрушению. А как мы можем уберечь здание от уничтожения? Мы должны купить его. Поэтому эти двое архитекторов учредили фонд и поощряли друзей давать средства на это, — рассказывает Андреас Руби. — В конечном итоге архитекторы собрали нужную сумму и приобрели здание, уберегши его от разрушения. Но что делать с ним? Здание стояло пустым. Подумали, почему бы не сделать там архитектурный музей».

 

Идея оказалась очень актуальной, ведь, добавляет Андреас Руби, Швейцария — страна, «повернутая» на архитектуре. «Архитектура — это почти религия в Швейцарии, — продолжает директор S AM. — Инициативная группа нашла человека, который возглавил музей, проводил выставки, — немного, три-четыре в год. Впоследствии музей стал важной институцией, частью культурной жизни страны». В целом проекты S AM сосредоточены на современной архитектуре.

РАЗНООБРАЗИЕ КУЛЬТУР И ПЕЙЗАЖЕЙ

В 2016-м музей возглавил Андреас Руби. Он сразу занялся проектом Schweizweit. «Швейцарская архитектура имеет четкую идентичность, — отмечает Андреас Руби. — Считается, что это определенный тип зданий — минималистских, прямоугольных, похожих на коробку, нередко из бетона. Такая идея «швейцарской коробки» стала знаменитой в 1990-х. В Германии, Японии, Соединенных Штатах и других странах можно было увидеть подражание этому стилю. Это стало определенным брендом. Но сегодня швейцарская архитектура выходит за рамки этого».

 

В то же время директор S AM отмечает, что швейцарские архитекторы не слишком проникаются промотированием своей работы, сосредоточиваясь на воплощении проектов. «Поэтому нужно было обновить глобальное представление о швейцарской архитектуре. Ведь после 1990-х появились фактически два новых поколения, которые много чего построили», — продолжает господин Руби.

Проект апеллирует к понятию анонимной архитектуры, что появилось во второй половине ХХ века. Андреас Руби объясняет: «Мы не знаем, кто является архитектором многих зданий, которые видим на улицах. И мы стремились включить имена этих архитекторов в общий контекст, превратить анонимную архитектуру в архитектуру «с именем».

Организаторы обратились к свыше 300 архитектурным бюро. Музей интересовало, что и где строят современные архитекторы, какие формы и проблемы им близки. В ответ ждали фото проектов с описанием. Приобщились 162 архитектурных бюро со всех регионов Швейцарии. В экспозиции есть снимки жилых домов, университетов, судов, крематория и тому подобное. Они располагаются на оживленных или спокойных улицах, среди гор и леса, сделанные из кирпича, дерева, бетона, оплетены зеленью или похожи на космический корабль.


ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

«Когда мы распечатали эти фото, то удивились, — сознается Андреас Руби. — У нас не было предубеждения, что мы должны увидеть. Нашей целью было показать, что такое современная швейцарская архитектура. И интересен ответ, который мы получили, — больше не существует швейцарской архитектуры в единственном числе. Есть много швейцарских архитекторов. Тем более, известный образ швейцарской архитектуры касается определенного немецкоязычного региона. А в Швейцарии сосуществует много культур, и это разнообразие является наибольшим ее преимуществом. К тому же, это разнообразие базируется не только на разных языках, но и на разных ландшафтах. Это дает Швейцарии огромное богатство архитектуры».

 

В БОЛЬНИЦУ — ПОЛЮБОВАТЬСЯ ВИДОМ

Жизнь не ограничивается стенами квартиры. Даже если вы не слишком любите их покидать, хотя бы изредка придется выходить в магазин или в больницу. Конструирование публичных пространств не менее важно, чем строительство домов. Поэтому «День» спросил господина Руби, как это происходит в Швейцарии.

«Публичные пространства исторически играют важную роль в создании архитектурной среды в Швейцарии, — утверждает директор S AM. — Например, в Базеле, где я работаю, есть больница. Как-то я обратился туда, потому что сломал руку. И я понял, что это здание является публичным пространством. Ты можешь без препятствий попасть на его территорию, зайти вовнутрь самой больницы. Не нужно показывать документы или что-то еще. Ты заходишь на территорию, там есть кафе, где можно выпить кофе, ресторан для персонала, где может поесть кто-либо. Сама больница — десятиэтажное здание, возведенное в 1920—1930-х годах: на его крыше есть терраса, что сначала предназначалась для лечения больных туберкулезом, которым полезны свежий воздух и солнце. Сегодня есть другие методы лечения этой болезни, и терраса больше не несет такой функциональной нагрузки. Поэтому в больнице сделали эту террасу доступной для людей. Каждый может подняться туда и насладиться видом на город — а он там очень красивый. Это как будто публичное пространство наверху здания».

 

КОЛЛЕКТИВНАЯ АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО

В настоящее время в Швейцарии очень заботятся об архитектурном наследии, однако так было не всегда. «Сейчас имеется много проектов по сохранению истории городов, снести историческое здание трудно. Много таких зданий специально обозначены, потому что охраняются. Современные архитекторы относятся к историческим зданиям с уважением, иногда добавляют что-то к ним, чтобы сформировать определенную синергию истории и современности. Такой подход отличается от того, который был во время модернизма, в 1920—1930-х годах, когда существовала идея tabula rasa. Тогда архитекторы утверждали, что, чтобы сделать собственный вклад в архитектуру, конструируя новое общество, сначала нужно разрушить то, что существует, — говорит Андреас Руби. — Сегодня архитекторы понимают, что исторические города имеют большую ценность, памятники архитектуры нужно хранить и развивать. Ты строишь новое здание в существующем ансамбле и пытаешься усилить его. Это важный мотив в современной швейцарской архитектуре».

Развитие технологий позволяет помечтать, что когда-то будут существовать программы, которые будут помогать человеку самому программировать дом по собственному вкусу. Однако Андреас Руби с этим не согласен. «Думаю, в будущем архитектура будет не автоматическим процессом, но — коллективным, — допускает директор S AM. — В Швейцарии существует сильное кооперативное движение, в частности это касается создания жилья. Люди могут коллективно обдумывать, в каком именно доме хотят жить. Потом они связываются с архитектором и работают с ним, чтобы построить именно то, что хотят».

То, как люди упорядочивают пространство вокруг, показывает отношения между общественными группами, их приоритеты и виденье будущего. Иметь собственное «лицо» и не плевать на других — согласно таким принципам сегодня любят строить в Швейцарии. И хотя эта страна далека от Украины географически, имеет другой уклад, этот пример можно назвать универсальным.

Мария ПРОКОПЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ