Недавно исполнилась первая годовщина отхода в вечность бывшего главы УГКЦ — Блаженнейшего Любомира Гузара. Он был одним из самых выдающихся и наиболее почитаемых моральных авторитетов последних десятилетий не только для греко-католиков, но и для верующих других конфессий и людей, далеких от религии. Кардинала Любомира Гузара называли великим князем церкви, проповедником, духовным отцом нации и человеком-эпохой. Однако для некоторых он всегда оставался дядей Любком...
«День» пообщался с племянницей и крестницей Блаженнейшего Любомира — Марией Рипан, которая постоянно проживает в Торонто, но часто приезжает в Украину ради исследования родословной Гузаров и распространения все новых и новых фактов о жизни Блаженнейшего. В этом году пани Мария ездит по городам Украины с презентацией новой книги — «Найдорожча Мамусю!» (переписка о.Любомира Гузара с матерью), которая была впервые представлена на нынешнем киевском «Книжном арсенале». Переписывался Блаженнейший с матерью Ростиславой и сестрой Мартой в течение многих лет (1975—1976 и 1985—1992 гг.), на которые пришлось немало судьбоносных событий в жизни украинского народа и Украинской Греко-католической церкви. Поэтому в письмах к родным владыка показывает свое виденье этих исторических событий, дает им оценки и кроме того, раскрывает свой внутренний мир не только как церковного деятеля, но и как человека.
МАРИЯ РИПАН С БЛАЖЕННЕЙШИМ ГУЗАРОМ
— По поручению Блаженнейшего Любомира Гузара вы восстанавливали генеалогию рода, даже открывали некоторые страницы, малоизвестны для него самого. Кого он больше всего вспоминал, уважал, на кого из родственников был похож?
— Он очень уважал своего отца Ярослава. Особенно любил рассказывать о папином обычае на Рождество вспоминать, в каких уголках мира побывали члены семьи Гузаров. А, поверьте мне, посетили они множество мест. Помнил дядя о деде Льве, который долгие годы был нотариусом в Галиче. К сожалению, Любко его не знал лично, ведь родился через десять лет после смерти деда, но много слышал о нем от своего отца. Однако с теплотой вспоминал и своем втором дедушке — отце Луке Демчуке, который был парохом в Кальном, где и родилась его мать. Вообще дядя знал все обо всех, его отношение к семье было святым. Он всегда знал, кто где находится, кто женился, умер или родился. И все материалы о нашем роде, которые я имею в настоящий момент, это — благодаря дяде. Моя бабушка начала исследовать нашу родословную, но Любко тоже этим интересовался, дополнял и мог больше рассказать со своей стороны, так как вертелся в других кругах. Если люди хотели передать какую-то информацию о Гузарах, дядя сразу направлял их ко мне и говорил: «Как будешь ехать ко мне, еще заедь туда, пообщайся с теми людьми». В конечном итоге, когда я все это делала, Любко возмущался, что приезжала к нему на очень короткий срок. Поэтому в последние разы я оставалась в Киеве на две недели, чтобы успеть и исследование провести, и с дядей побыть. Более того, я видела, как он планирует много встреч в разных местах. У него я и научилась.
— Блаженнейший Любомир Гузар был очень образованным человеком. Как он учился в школе? Чем занимался, какие были интересы и увлечения?
— В целом дядя был обычным ребенком. Забавлялся и шутил, как все дети. Однако он много учился и имел разносторонние интересы, которые его и сформировали: музыка, литература, религия, культура, спорт. Я думаю, это видно по тому, каким человеком он стал и как себя вел.
«ДОРОГОЙ БЛАЖЕННЕЙШИЙ ДЯДЯ ЛЮБКО»...
— Как проходились семейные праздники, когда в гости приезжал владыка Гузар?
— Дядя приезжал на семейные праздники очень редко. Но интересно, что он никогда никого не забывал и всегда пытался нас поздравить. Мы жили на разных континентах, поэтому разница во времени была шесть, а то и семь часов (с Украиной). И Любко все спрашивал: «Когда вы садитесь за стол?», чтобы проснуться ночью и позвонить. Для него было важно лично нас благословить и пожелать веселых праздников. Позже мы стали использовать для общения Skype или же дядя поздравлял нас в письменном виде. Иногда мы даже записывали его на магнитофон и переводили приветствие на английский язык, потому что некоторые родственники не понимали украинского. Поэтому дядя Любко всегда был с нами.
МОНАХ ЛЮБОМИР С НОВИКАМИ, ИЛИ ПОБРАТИМАМИ, ПЕРЕД СТУДИОНОМ ОКОЛО РИМА. 1973 ГОД
— Как вы называли его дома?
— Мы называли его только «дядя Любко», и это всем нравилось. Моя мама Марта, старшая сестра владыки, называла его Любко, Любаня. Даже на похоронах дяди, когда мой брат Роман выступал с речью, он начал свое выступление с обращения: «Дорогой Блаженнейший дядя Любко»...
«ОН БЫЛ РАВНЫМ СО ВСЕМИ»
— Почему Блаженнейший Любомир принадлежал к Пласту еще со школы и потом поддерживал это движение?
— Мама дяди была в Пласте, как и вся семья. К тому же в тот период, когда дядя учился в гимназии в Зальцбурге, Пласт был единственной организацией для украинской молодежи. В ее состав входили почти все. Пласт — это дух, хорошая выучка и патриотизм. Позже, когда Любко переехал в Америку, он вступил в пластовый отряд «Червона Калина» и был ее членом всю жизнь. Конечно, он не мог активно принимать участие в мероприятиях организации, но пытался посещать пластовые лагеря, чтобы отслужить Службу Божью. Он всегда поддерживал их духовно.
ДОМАШНЕЕ ПРАЗДНОВАНИЕ В РЕЗИДЕНЦИИ БЛАЖЕННЕЙШЕГО В КНЯЖИЧАХ ОКОЛО КИЕВА ПО СЛУЧАЮ 40-ЛЕТИЯ ТАЙНОГО ЕПИСКОПСКОГО ОСВЯЩЕНИЯ ЛЮБОМИРА ПАТРИАРХОМ ИОСИФОМ СЛИПЫМ В РИМЕ. 1 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА
— Сохранил ли он дружеские отношения с кем-то из детских или юношеских времен?
— Больше всего дядя общался с товарищами из гимназии и Пласта. Он очень любил встречаться с побратимами и не хотел, чтобы на этих встречах к нему обращались «Блаженнейший» или «Владыка». Для них он был просто Любко. Дядя был равен со всеми, независимо от возраста или статуса, потому что считал себя таким же пластуном. И все самые теплые воспоминания его, кроме семьи, связаны именно с Пластом. Остальные же друзья детства потерялись с годами, разъехавшись по миру.
«ВЕРИЛ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ СТРАНЫ»
— Блаженнейший Любомир был моральным авторитетом даже для тех, кто является далеким от религии. Я помню, как в первые дни Евромайдана, 1 декабря 2013 года, когда вместо сцены использовали автомобиль, владыка приехал, чтобы благословить украинцев. Он не смог подняться на машину и остался внизу, в толпе. Я была там и видела, с каким чрезвычайным вниманием и почтением люди слушали его, даже невзирая на то, что самого кардинала не было видно. Почему люди так доверяли его мнению?
— Я думаю, что в тот момент люди отнеслись к нему как к Мудрецу. Но, невзирая на свой почтенный возраст, дядя Любко всем интересовался и верил в светлое будущее страны. Нужно было показать это людям. Я убеждена, что его слова шли от сердца. И люди увидели, что Мудрец пришел, отважился прийти и высказаться одним из первых. Тогда, возможно, его начали уважать еще больше.
ПОСЛЕДНЕЕ ФОТО О. ЛЮБОМИРА С СЕСТРОЙ МАРТОЙ И МАМОЙ. 1991 ГОД
— Первые слова, которые приходят в голову при упоминании о Блаженнейшем Любомире Гузаре, это: мудрость и простота. Как ему удалось сохранить умение слышать и видеть людей, высказывать глобальные и важные мысли абсолютно простыми, понятными для всех словами?
— Все просто — он был обычным человеком. В настоящий момент люди преувеличивают и искусственно создают величественный образ, а в действительности дядя Любко много молился и был простым, хорошим и достойным человеком. Он не любил, чтобы между людьми была разница, для него все были равны, и он мог заговорить с кем угодно. Это умение было у него естественным. Ему не нужно было что-то изображать, ведь он всегда был самим собой. Таким его сделала та среда, в которой он вырос. Это все из семьи, с детства.
— Недавно в разных городах Украины вы провели лекции о родословной Гузаров и презентацию четырех книг о Блаженнейшем, последняя из которых — «Найдорожча Мамусю!». Каковы ваши впечатления от презентаций?
— В каждом обществе и в каждом городе встречи были очень интересными. Много из тех фактов, которые я рассказывала, были неизвестны широкой общественности. Но я хотела как можно больше показать и рассказать, что это была за семья и кем был мой дядя. В частности, мне очень приятно было поехать в село Кальне, где родилась моя бабушка, и поговорить с местными жителями. Я имела честь близко знать Блаженнейшего Любомира, поэтому теперь моя работа заключается в том, чтобы поделиться знаниями о нем со всеми.