В Киеве вспоминали Бориса Павливского
В Доме Национального союза писателей Украины состоялся вечер памяти поэта Бориса Павливского. Он родился в 1906 году на Сумщине, начал печататься еще во времена Расстрелянного Возрождения. Тогда Борис работал на Донбассе, публиковал свои произведения в тамошнем журнале «Забой» (также Павливский был участником одноименной литературной группы), в харьковском «Молодняке». Проблемы у поэта начались, когда в 1930-ом его поэму «Махновцы» напечатал в тогда заграничном (буржуазном) Львове Антин Крушельницкий. Бориса Павливского дважды арестовывали, и с 1933-го по 1955 год он скитался по сталинским тюрьмам и лагерям. Большую часть сознательной жизни поэта мордовали за стихотворения, но он не каялся, не отрекался от них, а продолжал писать до своего последнего дня. «Цілий вік пишу то на коліні, то під кущем, то у погребі, то під копицею сіна, висмикавши дірку, як росомах, то в сараї, то в шахті, в каситеритній фабриці під гул грохоту, або присівши під кущем, коли довбав землю, чи гній на 55-ти градусному морозі, або пиляв дрова в глибокому снігу. Писав я потаємно і в камерах...»; «писав на папері, на картоні, пачці з-під цигарок, цеглі, кістках, стружці, корі...», — сознался в книжке «І входить в серце блискавиця» Б. Павливский. «Его воспоминания дают полную картину колымского ада», — написал в предисловии к сборнику избранных произведений Павливского «Мерехтить самітниця зоря» Евгений Сверстюк. «У Бориса Павливского необыкновенная биография, — сказал на вечере главный редактор «Української літературної газети» Михаил Сидоржевский, — и остается только удивляться тому, как в нечеловеческих условиях он продолжал писать. Очевидно, ему помогала вера в Бога и любовь к Украине». Действительно, поэт писал при любых обстоятельствах и писал много. Собравшимся представили пять книжек Павловского, изданных в тернопольском издательстве «Лілея». Они увидели свет благодаря сыну поэта — Мирославу. А много материалов еще ожидает своей очереди. С середины 1950-х Борис Павливский жил и работал на Тернопольщине, где и умер в довольно солидном возрасте — 98 лет. Исследователь творчества Павливского Ярослав Гевко из Тернополя рассказал, что поэт обладал удивительной памятью и легко воссоздавал утраченные или незаписанные когда-то произведения. Также тернопольский литературовед показал маленький документальный фильм о посещении Бориса Павливского в последние годы его жизни, сообщает Олег КОЦАРЕВ.
Психологический эксперимент левобережцев — «Звонок из прошлого»
27 и 29 апреля в Малом зале Киевском академическом театре драмы и комедии на левом берегу Днепра зрителей приглашают на премьеру. «Звонок из прошлого» — режиссерский дебют актера Владимира Цывинского (спектакль поставлен по пьесе известного современного украинского драматурга Анатолия Крыма). Кстати, актер В. Цывинский знаком зрителям по ярким ролям в спектаклях: «Немного вина... или 70 оборотов», «Смерть Тарелкина», «Очередь», «Три сестры» и др. «Иногда всего лишь один телефонный звонок может напомнить о былом, вернуть в прошлое и расставить все точки над «i»... Сюжет пьесы Анатолия Крыма «Звонок из прошлого» отражает наше время, — подчеркивает Елена БОГОМАЗОВА, руководитель литературно-драматургической части театра, — Герои этой истории давно расстались. Рита по-своему счастлива (у нее успешный муж Виктор, налаженный бизнес, двое детей). Жизнь Андрея, экс- компьютерщика, тоже как-то наладилась (он продает подержанные и ворованные телефоны), за 15 лет старые раны затянулись, притупилась боль предательства когда друг не только увел жену, но и фирму. Впрочем, в мире нет ничего случайно, и внезапно раздавшийся телефонный звонок нарушает привычное течение жизни героев...». В комедии Анатолия Крыма три персонажа: женщина и двое мужчин. Андрей предлагает вспомнить старое, и этот «эксперимент» становится серьезным экзаменом для всех, ведь жизнь — это не виртуальные игры и голливудские истории с хеппи-эндом, а и расплата за нечестность, подлость, и проблема выбора, когда на чаше весов стоят такие разные «категории», как деньги и любовь.Главные роли репетируют: Леся Самаева и Наталья Цыганенко (Рита), Андрей Мостренко и Владимир Цывинский (Андрей), Николай Боклан, Сергей Петько (Виктор). Сценографию создал Олег Лунев, костюмы — Дарья Николаева. Музыкальное решение — Александр Курий, сообщает Алиса АНТОНЕНКО.
«Сны океана», навеянные путешествием в Индию
26 апреля в киевской галерее «Мистецька збірка» художник-путешественник Владимир Подлевский представит свой новый цикл работ. Выставка называется «Сны океана» — картины, написанные во время путешествия по Индии, в которых автор воплотил чувственно-пряный дух этой загадочной восточной страны. Данная серия работ будет демонстрироваться впервые. Индийская культура, которая всегда интересовала западный мир, в настоящее время приобретает особенную актуальность. Теплые естественные краски, сказочно-мифическое настроение, одухотворенные образы, легкая дымка — намек на иллюзорность бытия. «Центральный образ цикла — Океан, душа мира. Вода несет в себе мощную энергию жизни, священную архаичную силу», — рассказывает мастер. Именно, чтобы подчеркнуть божественное естество океана, автор изобразил его в золотых, серебряных и медных тонах. Владимир Подлевский — уже признанный мастер, отличающийся оригинальным и узнаваемым стилем. На протяжении 1990—2012 годов он организовал около 30 персональных выставок в Украине и США. Его работы хранятся в фондах Министерства культуры и туризма, музеях и частных коллекциях в Украине и за рубежом. «Сквозь все творчество В.Подлевского красной нитью проходит идея странствований. В картинах мастера есть тайна, зашифрованный смысл, философско-мифичный намек. А загадки всегда привлекают людей. Именно в этом, по моему мнению, и заключается главный секрет успеха работ художника», — подчеркивает директор галереи Максим Волошин, сообщает Алиса АНТОНЕНКО.