Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Возможности и угрозы от «брекзита» для Украины

Плюсы для нашей страны могут появиться в результате потребности перезаключить сотни двусторонних соглашений с Британией
26 июня, 2018 - 10:28
ФОТО РЕЙТЕР

Даже самого рьяного британского «брекзитера» можно загнать в ступор замечанием, что, если так пойдет дальше, то Великобритания по отношению к ЕС может оказаться на месте Украины.

Даже замечательным ораторам, по крайней мере на секунду, отнимает язык, и с неуклюжей улыбкой они отрицающе качают головой, повторяя: «Нет, нет, это совсем разные ситуации».

Тем не менее сейчас правительство Терезы Мэй настаивает, что, воплощая решение референдума 23 июня 2016 года, ее страна отказывается не просто от членства в Евросоюзе, но и от участия в Таможенном союзе и от общего европейского рынка.

Сторонники «жесткого брекзита» доказывают, что именно так Британия получит полную свободу заключать отдельные торговые соглашения с любыми другими странами и избавится от обязанности принимать у себя граждан стран ЕС с гарантиями полноправия.

Мы можем вообще себе торговать припевая, по условиям Всемирной торговой организации, — утверждают самые рьяные, — а с ЕС заключим соглашение о зоне свободной торговли на выгодных для себя условиях.

«Брекзитеры», которые больше всех хотели выхода из Евросоюза, потому что не довольные свободной миграцией европейцев, говорят, что хотели бы отгородиться от континента какой-то формой либерализованного визового режима и впускать чужестранцев только как туристов или по разрешениям на работу.

Так это же и есть почти та ситуация, которую Украина еле завоевала для себя в результате почти десяти лет болезненных переговоров! — отмечают политологи.

Британцы таки надеются на что-то лучшее, более выгодное; возможно, по образцу Норвегии, тесные отношения которой с ЕС базируются на членстве в общем рынке, или Канады, с более свободными связями с Европой на основе соглашения о зоне свободной торговли.

Основания для таких надежд серьезные. В отличие от Украины, Британия уже использует согласованную европейскую систему стандартов и законов и не только много продает в ЕС, но и покупает много европейских товаров и услуг.

Потеря британского рынка для европейских фирм была бы не менее катастрофической, чем вред для британцев, если бы их товары не допускали на континент.

Решающей является потребность для доступа на европейский рынок не только товаров, но и услуг, особенно британских финансовых услуг, благодаря которым Лондон сохраняет статус мирового центра и обеспечивает 26% британского экспорта услуг в ЕС, что составляет более 25 миллиардов евро (данные 2014 г.).

Британская ассоциация с ЕС в украинском стиле также невозможна из-за ситуации с Ольстером, большинство жителей которого могут принять буквально «в штыки» возобновление сейчас невидимой границы, которая когда-то болезненно отделяла британскую Северную Ирландию от независимой Ирландской республики.

Проблема в том, что, несмотря на стремительное приближение 29 марта 2019 года, когда Великобритания официально утратит статус членства в ЕС, в Лондоне не прекращаются споры о том, какими должны быть отношения страны с Евросоюзом.

Правительство Терезы Мэй вынужденно признает, что даже после той даты многие вопросы не будут решены, и придется вводить переходный период с сохранением нынешних условий отношений с ЕС по крайней мере на 2 года, а возможно, и на дольше.

УКРАИНСКИЕ НАДЕЖДЫ И ОПАСЕНИЯ ОТ «БРЕКЗИТА»

Председатель Верховной Рады Андрей Парубий, еще находясь под впечатлениями громких дискуссий в британском парламенте, сообщил мне на прошлой неделе на опушке под стенами Вестминстерского дворца, что все его собеседники уверяли в желании развивать отношения с Украиной независимо от «брекзита».

«Будет ли выход Британии из ЕС составлять угрозу для интересов Украины», — спросил я Парубия под крики демонстрантов, которые неподалеку требовали «остановить брекзит».

«Любая угроза — это есть и открытие новых возможностей», — рассуждал украинский политик. — «Я убежден, что наше сотрудничество с Британией будет еще более тесным, причем независимо от того, будет ли «брекзит» «жестким или мягким», и насколько долго он будет длиться».

Новые возможности для Украины действительно могут появиться в результате потребности перезаключать сотни двусторонних соглашений с Британией, поскольку сейчас большинство взаимоотношений Лондона и Киева обусловлено украинскими договоренностями с ЕС.

Если нынешнее украинское Соглашение об ассоциации и Зоне свободной торговли с Европой предусматривало отмену от 98.1% до 99.1% тарифов, то с британцами украинцы теоретически могли бы договориться и о 100% отмены и пойти дальше в сфере услуг.

Символичным, но важным было бы новое соглашение Киева и Лондона о визовом режиме, который сейчас односторонне позволяет британцам свободные кратковременные туристические поездки в Украину, но требует от украинцев проходить унизительную и затяжную процедуру получения виз, да еще и платить за это немалые деньги.

Великобритания не входит в Шенгенское соглашение ЕС и остается в стороне так называемого безвиза, который получили украинцы относительно большинства стран Европы.

Но кроме символического вопроса визового режима, важными для Украины будут стратегические последствия прекращения членства Британии в ЕС.

Баланс аргументов в Брюсселе может измениться, когда такой мощный международный игрок, как Великобритания, больше не будет принимать участие в коллективных решениях, например, о политике санкций ЕС относительно России.

Утоляя эти и другие опасения дома и за рубежом, премьер-министр Тереза Мэй заявила, что «Британия выходит из ЕС, но не покидает Европу!»

Физическая география действительно неизменна, но пессимисты напоминают, что изменения в политической географии Европы не раз сопровождались страданиями людей.

Британия останется ведущим участником НАТО и членом Совета Безопасности ООН, но российская война против Украины показала, что друзей много не бывает и что крепкие организации и международные учреждения очень нужны для поддержания глобального порядка, особенно во времена, когда отдельные страны решают игнорировать международные законы.

Богдан ЦЮПИН, Лондон, специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ