На днях министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто опять сделал резонансное заявление относительно нашего государства, пожаловавшись на то, что Киев до сих пор не внес изменения в Закон «Об образовании».
«Мы имеем относительно этого серьезный конфликт, потому что Украина абсолютно ничего не сделала в смысле ожиданий и Венецианской комиссии, и Европейского Союза. Мы продолжаем с ними переговоры, однако ничего не было сделано, имея почти восемь месяцев для того, чтобы привести (закон об образовании. — Ред.) в соответствие с международными ожиданиями», — сказал он в интервью Радио Свобода. При этом министр пригрозил, что Будапешт не поддержит продвижение Украины в Евросоюз и евроатлантическое сообщество, если Киев не внесет изменения в «языковой пункт». При этом Сиярто напомнил, что именно из-за блокирования Венгрии на прошлой неделе не состоялось заседание Комиссии «УКРАИНА-НАТО» во время саммита в Брюсселе.
Напомним, что спор с Венгрией относительно «языкового пункта» Закона «Об образовании» начался сразу после его принятия в сентябре 2017 года. Будапешт считает, что «языковой пункт» документа, а именно седьмая статья, в которой речь идет о том, что «языком образовательного процесса в заведениях образования является государственный язык», грубо нарушает права венгерского меньшинства. С тех пор Будапешт постоянно блокирует работу комиссии «Украина — НАТО». И хотя в конце июня на Закарпатье состоялись украино-венгерские консультации по поводу закона, Будапешт все-таки заблокировал проведение заседания Комиссии «Украина — НАТО» на прошлой неделе во время саммита НАТО в Брюсселе, и Украина только приняла участие в совместном с Грузией заседании. Также не была принята финальная декларация заседания относительно Украины, вместо нее было только сделано заявление председательствующего.
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать последнее заявление венгерского министра и объяснить, почему Будапешт продолжает играть на руку Москве и блокировать наше сближение с Альянсом:
«ОСТАНОВИТЬ ЭТОТ СПОР СПОСОБНА СИЛЬНАЯ УКРАИНСКАЯ ВЛАСТЬ»
Богдан ЯРЕМЕНКО, председатель правления фонда «Майдан иностранных дел»:
— Как и любая пропаганда, это является полуправдой. Правда заключается в том, что изменения в Закон «Об образовании» действительно не вносились и, в частности, в ту часть, которая очень беспокоит Венгрию, — что касается языков преподавания для нацменьшинств. Но с другой стороны, ничто и не обязывало Украину вносить изменения в данный закон. Есть выводы Венецианской комиссии, которые, скорее, касаются практики применения данного закона, а не необходимости внесения каких-то конкретных изменений. Это одностороннее требование Будапешта, на которое Украина совершенно не обязана соглашаться, и тем более, что никакая другая страна мира, кроме Венгрии, не настаивает на этом.
То, что Венгрия играет на руку Москве, — это тоже украинское пропагандистское клише и, возможно, не самое лучшее. Венгрия руководствуется своими узконациональными интересами, и вопрос положения зарубежных венгров традиционно очень важен. У Венгрии периодически возникают аналогичные скандалы с другими соседними странами, где есть венгерское нацменьшинство. Этот вопрос важен с точки зрения мобилизации электората, поскольку он так или иначе касается единства нации, опосредствовано связан с проблемой миграции. Все эти проблемы сейчас важны в ЕС. Венгерское правительство, понимая свою силу и видя неспособность Украинского государства ни противостоять, ни решить вопрос, набирает баллы во внутриполитической борьбе. Для него ни Украина, ни Россия не является целью этой кампании. Это всего лишь средства, с помощью которых венгерские политики при власти достигают своей цели.
Остановить этот спор между Киевом и Будапештом способна сильная украинская власть, которая, с одной стороны, может остановить незаконные вмешательства Венгрии на украинской земле, а с другой — готова к открытому диалогу со своими гражданами, в том числе венгерской национальности, может решать вопросы в общих украинских интересах и в интересах каждого отдельного украинца, в том числе венгерского происхождения. Бездеятельность, институционная слабость украинской власти не позволяет решить этот вопрос или повернуть в иную плоскость. Венгрия откровенно, цинично пользуется слабостью Украины.
Дело в том, что эти правки к закону, которых требует Венгрия, очевидно, не будут внесены. Мы не можем создать отдельный режим для одного национального меньшинства. Должны быть использованы общие подходы. А общий подход Украины относительно распространения изучения украинского языка, обязательности его изучения был одобрен Венецианской комиссией. Но именно это не нравится Венгрии. Она настаивает на том, что никто не должен принуждать венгров учить украинский язык. Поэтому на сегодняшний день не факт, что вообще возможно договориться с Венгрией по этим вопросам. Мне кажется, что можно создать другую ситуацию, при которой Венгрия поймет, что она не может ничего достичь и что в ее интересах (возможно, нужно создать эти интересы) прекратить дискуссии по этим вопросам или снизить градус напряжения. Впрочем, в той терминологии, которой пользуются венгерские политики, решить вопрос будет невозможно.
«ГОСУДАРСТВО ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ НАЦМЕНЬШИНСТВ, А НЕ НАЦМЕНЬШИНСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА»
Владимир ОГРЫЗКО, министр иностранных дел Украины (2007 — 2009 гг.):
— Уже наступило время, когда нам не нужно на это реагировать и отвечать, а стоит спокойно продолжать ту линию, которую мы избрали. А она должна заключаться в том, что государство определяет правила игры для нацменьшинств, а не нацменьшинства для государства. И защита украинского языка должна быть одним из самых главных приоритетов Украинского государства.
Пан Сиярто, который что-то обещает, а затем от своих же собственных слов отказывается или его дезавуируют, в данном случае, по-видимому, не является серьезным собеседником, чтобы с ним обсуждать серьезные вещи. Если все решает премьер-министр Орбан, значит нужно переводить уровень дискуссии на высшую ступень.
Москве удалось создать сеть пятых колонн в странах ЕС и НАТО, и они ею активно и успешно пользуются. К величайшему сожалению, скорее всего, и Венгрия попала в перечень тех стран, некоторые лидеры которых зависимы от Москвы. Это банальная истина, которая мешает нам сегодня. Но поскольку в повестке дня не стоит вопрос о вступлении Украины в НАТО завтра, мы должны на все эти вещи смотреть с философским подтекстом, но главное — делать наше домашнее задание, которое мы еще не выполнили.
Кто-то говорит, что Греция с Македонией несколько десятилетий не могли найти общий язык относительно названия, потому Греция блокировала ее вступление в Альянс. Но если говорить о весе Украины на Восточном фланге НАТО, ее мало с кем можно сравнить, разве что с Польшей. Но когда мы будем действительно отвечать критериям НАТО, поверьте, безопасностное значение Украины будет преобладать над любыми вопросами, наподобие таких, которые сейчас активно педалирует Венгрия.