Вечером 8 августа Президент Украины Петр Порошенко провел телефонный разговор с Госсекретарем США Майком Помпео, во время которого они обсудили пакет важных вопросов, — эту информацию подтвердили как в Администрации президента, так и в Госдепартаменте США.
Во-первых, глава государства поблагодарил Госсекретаря за принятие исторической декларации относительно непризнания попытки аннексии украинского Крыма Россией. В то же время Помпео еще раз подтвердил поддержку Вашингтоном суверенитета и территориальной целостности Украины, отметил, что США не признают и никогда не будут признавать попытку аннексии Россией Крыма. При этом собеседники согласились, что цена агрессии для РФ будет расти и в дальнейшем — пока она не изменит свою конфронтационную политику. Порошенко и Помпео отметили то, что санкции относительно России будут сохраняться, пока не будут возобновлены суверенитет и территориальная целостность Украины, включая Крым.
Во-вторых, во время разговора поднималась тема размещения миротворцев ООН на всей территории оккупированного Донбасса и возвращения контроля над неконтролированным участком украинско-российской границы.
В-третьих, стороны обсудили вопросы освобождения украинских заложников и политзаключенных, которые находятся в заключении в России, на оккупированных территориях Донбасса и в Крыму. Президент отметил необходимость усилить давление на РФ ради освобождения всех украинских заложников, в частности Олега Сенцова, который на момент разговора голодал уже в течение 86 дней.
В-четвертых, Порошенко и Помпео подтвердили решительную позицию относительно безопасностных вызовов в результате реализации проекта газопровода «Северный поток-2», который идет в обход Украины.
В-пятых, Госсекретарь поздравил президента с успешным началом запуска Антикоррупционного суда и принятием закона о национальной безопасности. Также он призывал Украину выполнить остальные требования Международного валютного фонда. Напомним, что создание Антикоррупционного суда было одним из требований для получения от МВФ транша на сумму два млрд. долларов. Другим ключевым требованием было повышение цены на газ для населения до рыночного уровня.
«ЗАДАЧА И МВФ, И США — ДОСТИЧЬ ФИНАНСОВОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНЫ ВОЗВРАЩАТЬ ДОЛГИ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО — ФИНАНСОВО СТАБИЛЬНО РАЗВИВАТЬСЯ»
«День» обратился к главе правления фонда «Майдан иностранных дел» Богдану ЯРЕМЕНКО с просьбой прокомментировать темы, которые обсудили президент и госсекретарь, и начал разговор с вопроса о важности недавней декларации Помпео относительно Крыма:
— Декларация Майка Помпео по Крыму — это важный исторический документ. Фактически, он определяет принципы внешней политики США, и изменить эти подходы будет очень трудно. Тем более что декларация связана с историческим прецедентом — заявлением Веллеса, другого госсекретаря по непризнанию аннексии прибалтийских республик. И даже с пиарной или пропагандистской точки зрения очень важно, что предыдущий прецедент закончился тем, что справедливость была возобновлена, и позиция США победила.
Она важна и с той точки зрения, что закрепляет отношение США к оккупации Крыма в тот способ, который импонирует Украине и создает проблемы для России.
Кроме того, эта декларация важна и с точки зрения реакции других стран. То есть, она уже вызывала ряд подобных заявлений от министров иностранных дел других стран. При этом интересно то, что подобное заявление Канады еще и развивает декларацию США. Ведь Соединенные Штаты только объяснили, почему они не будут признавать Крым, но в документе нет ничего о том, каким образом они будут проводить эту политику. А вот в канадской декларации есть призыв, обязательство о том, что санкции против России должны оставаться в силе до возобновления территориальной целостности Украины.
То есть фактически только сейчас этой декларацией Помпео положено начало определенному политико-правовому процессу переговоров относительно статуса Крыма. Это еще не полноценные переговоры, но уже формирование позиции части мира, которая поможет Украине вести эти переговоры. И обычно это важно с точки зрения отрицания позиции Путина о том, что вопрос Крыма закрыт и так далее.
При том, что в этой декларации определены слабинки (но они важны только для специалистов), в целом это очень важный позитивный документ.
— Во время разговора с Порошенко Помпео призывал выполнять требования МВФ. Как вы это прокомментируете? Не похоже ли это на своеобразный ультиматум?
— Здесь нет ничего странного, ведь мы понимаем, что это происходит на протяжении всей истории сотрудничества Украины с МВФ. В данном случае задача и МВФ, и США — достичь в какой-то способ финансовой возможности Украины возвращать долги, а следовательно финансово стабильно развиваться. К тому же требования МВФ в некоторых разделах, которые касаются борьбы с коррупцией, в целом направлены не только на «выбивание» из Украины долгов за предыдущие кредиты, но и создание условий, когда Украина может внутри страны хранить, преумножать деньги и бороться с коррупцией. Поэтому эта позиция будет превалировать. Это один из путей внутреннего развития Украины, каким его видят на Западе. При этом не только США, а фактически все кредиторы МВФ будут выражать те же требования к Украине. Это способ влиять на внутреннюю политику Украины, добиваясь каких-то сдвигов, которые с точки зрения стран Запада, стран-кредиторов помогают нашему государству не только отдавать долги, но и развиваться.
— А какие перспективы в этом вопросе, что требования МВФ таки будут удовлетворены и насколько необходим для Украины этот транш?
— Это сугубо экономический вопрос. Но насколько я понимаю и как видно по некоторым признакам (например, кризис с выплатами по пенсионному фонду), мы находимся в кризисном состоянии. То есть, в действительности, праздновать экономически нам пока еще нечего. Тем более, мы входим в период выборов, когда все правительства (и нынешняя власть здесь ничем не отличается) любят увеличивать социальные выплаты, а следовательно, деньги нужны.
Но мне кажется, что если не прямо сейчас, то в ближайшей перспективе, через несколько месяцев, эти деньги украинскому правительству будут очень необходимы, поэтому они будут соглашаться на условия, которые будут диктовать МВФ и страны-кредиторы.
— Кроме того, во время разговора с Госсекретарем президент отметил, что необходимо усилить давление на Россию, чтобы добиться освобождения заложников и политзаключенных. Какие у США и Украины остались инструменты для этого?
— Обмен заложниками — это не обязательно то, что происходит под давлением. Переговорный процесс можно и есть за что критиковать, он имеет массу негативных признаков, но он все время длится. И США, и Украина говорят с Россией. Президент просто выполняет функцию определения тех проблем, которые с точки зрения Украины, важно, чтобы оставались на международной арене. Ведь глава государства находится под внутриполитическим прессингом, и ему нужно демонстрировать результат. С гуманитарной и внутриполитической точек зрения Украине важно видеть прогресс в вопросе возвращения пленников. Поэтому президент в данном случае «расставил флажки». Американцы в этом разговоре показали свои темы, которые считают важнейшими в украинско-американском сотрудничестве, Украина словами президента демонстрирует, что является приоритетом для нее. Это правильно, потому что переговоры длятся, и ситуация постоянно изменяется. И здесь необязательно давление. Просто даже при каких-то других факторах могут неожиданно возникнуть благоприятные обстоятельства для возвращения кого-то или всех, или части. Поэтому здесь абсолютно правильно: нужно держать руку на пульсе, есть общественный запрос на возвращение этих людей, и это хорошо, что в Украине есть сопереживание, эмпатия к тем, кто находится в наихудшей ситуации в рамках этой войны, что продолжается.