В прошлые выходные в киевском «Экспоцентре» состоялся Mini Maker Faire — мероприятие, которое объединило изобретателей, стартаперов, юных разработчиков и даже сознательных модников, которые пропагандируют экотренды. Условно ярмарку можно было бы разделить на две большие тематические зоны. Первая касалась IT-разработок, научных и технологических изделий. Другая — Sustainable Fashion pad, платформа, где обсуждались актуальные вопросы о загрязнении нашей среды в разрезе моды.
Мероприятие неформально началось с лекции от организации «Rethink». Ее соосновательница Елена Колтик рассказывала о вреде пластикового пакета и каким образом можно отказаться от этого бытового атрибута. В действительности это сделать не так и сложно. Для примера Елена привела сумочки собственного производства Rebag, которые были созданы, чтобы показать: альтернатива пластиковым пакетам существует. Потом были представлены другие бренды, которые шьют водонепроницаемые, удобные сумки для походов по магазинам. Эти изделия являются абсолютно экологическими.
В Италии и Франции уже существуют одноразовые пакеты, которые подвергаются переработке. А пока в Украине нет соответствующих фабрик производства и переработки, стоит использовать многоразовые сумки и авоськи.
Когда мы слышим о загрязнении окружающей среды, в память приходят преимущественно заводы, машины, выхлопные газы и химическая промышленность. Но немногие думают о моде. Индустрия моды занимает 3 место по загрязнению окружающей среды после добычи нефти и сельского хозяйства. Поэтому мировые тренды двигаются к сознательной моде. Недавно состоялся Ukrainian Fashion Week SS19, который также был посвящен постоянному потреблению («День» писал об этом в материале «Мода... «замедляется» и «умнеет» в №160—161 от 7 сентября 2018 года). А Sustainable fashion pad в рамках Kyiv Mini Maker Faire состоялся как продолжение этого веяния.
По меньшей мере каждый сезон мы пополняем свой гардероб ненужными вещами, которые за очень короткое время изнашиваются или перестают нам нравиться. Таким образом, мы не только заполняем свой гардероб, но и наносим вред окружающей среде. Конечно, в Киеве есть пункты приема ненужной одежды. Это районные организации Общества Красного Креста, благотворительный магазин «Ласка», «Банк одежды» и другие. «Правда, никто из нас не покупает вещь, чтобы сохранить природу, мы приобретем ее, если она нам понравилась и мы в ней хорошо выглядим. Но, чтобы быть «sustainable» и делать этот «Sustainable choice», нужно, чтобы производители нам предлагали одежду, сделанную из природного сырья, — говорит Елена Колтик, соосновательница общественной организации «Rethink». Поэтому украинские дизайнеры не отстают от мировых трендов и предлагают вещи из экологически чистых материалов. Вместо того, чтобы каждый сезон тратить средства на обновление гардероба, можно сознательно подойти к шопингу и отказаться от брендов, пропагандирующих «быструю моду». Таким образом, мы можем сами создавать запрос на экологическую продукцию. «Сейчас бренды очень чувствительные к мнению общества и будут к нему прислушиваться. Поэтому если мы будем бойкотировать, писать письма или отказываться носить одежду отдельного бренда, это сможет повлиять на них делать свои вещи более качественными, — отмечает Анастасия Собова, пиар-директор проекта, и добавляет: — Стоит рассказывать и распространять информацию о том, как «быстрая мода» загрязняет окружающую среду. Немногие знают, сколько воды идет на то, чтобы пошить одну футболку, или какой вред несет искусственный мех. В Украине уже есть тенденция перехода на этическую моду. Очень популярными стали авоськи. Люди перестают использовать пластиковые пакеты, трубочки, сортируют мусор. Поэтому если об этом говорить, люди будут задумываться и менять свои привычки».
В РАМКАХ ЭТОГО СЕЗОНА UKRAINIAN FASHION WEEK МАРИНА ЛОСЕВА ПРОЧИТАЛА ЛЕКЦИЮ «MODERN FASHION: ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ НА ИЗЛОМЕ ДЕСЯТИЛЕТИЙ»
А пока на Sustainable fashion pad убеждали стать более сознательными, на других частях платформы проводились интересные интерактивы. В частности проект «Будущее на ощупь», разработанный для инклюзии детей с проблемами зрения. Организаторы предлагали всем желающим пройти слепой лабиринт, где разные вещи можно было почувствовать на ощупь. Кстати, каждый мог прямо на месте с помощью приложения Приват24 через сайт «Общественный бюджет города Киева» проголосовать за 2 проекта спортивных реабилитационных площадок для детей с нарушением зрения. И этим самым сделать вклад в развитие инклюзивности в школах.
Кроме того, на мероприятии представили разработку современной библиотеки в Киеве. С помощью очков виртуальной реальности можно было увидеть, как будет выглядеть библиотека будущего. Достаточно стильно и уютно. Она публичная и рассматривается как место социализации, свободного доступа к работе, самообразования и досуга.
В конце, когда казалось, уже не было сил удивляться, внимание привлек стартап Senstone (напомним, «День» писал о нем в №62—63 от 8 апреля 2016 года). Если вы креативный человек и любите делать заметки на ходу, будьте уверены, что эта вещь вам понадобится. Senstone — это кулон для переведения голосовых заметок в текст. Незаменимая вещь для журналистов во время интервью. Презентация прибора проходила в виде короткого проморолика. Такая форма не случайна, ведь совсем скоро, в октябре, выйдет полный фильм о создании Senstone. Разработчик стартапа — украинец Назар Федорчук.
Глядя на такие уникальные изделия, приходтшь в восторг от того, насколько наши люди талантливы и идут к своей цели, несмотря на трудности. Ведь стартап — это совсем не то, что сразу «пройдет кастинг» на современном рынке. Год назад за проект проголосовали на платформе Kickstarter, где он собрал 300 тысяч долларов, поэтому уже сейчас Senstone готовится к массовому производству.
Правда, когда проходишь по этим рядам робототехники, 3d-принтеров, конструкторов и новейших технологических разработок, немного забываешь об экотренде. И то, и другое — это наше будущее. Но сочетать эти два направления в реальной жизни намного сложнее, чем на одной площадке ВДНХ.