Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Верона. Одна забытая история

Чем итальянский город романтики и любви связан с Украиной
8 ноября, 2018 - 16:08
ЗНАМЕНИТЫЙ ХОЛМ САН-ПЬЕТРО

Небольшой городок Верона, расположенный на севере Италии, у украинского туриста, как и у французского, немецкого, американского или любого другого, ассоциируется с Шекспировскими Ромео и Джульеттой. Местные экскурсоводы ежедневно рассказывают гостям города, что в этой истории больше выдумки, чем правды, что на знаменитом балконе Джульетта никогда не стояла, потому что сделан он совсем недавно, что могила девушки — это вовсе не могила, а пустой саркофаг, и что если бы не Шекспир, то Верона не стала бы тем, чем является сегодня. Но эти исторические, может, немного жестокие факты, уже ничего не изменят. Вероне суждено было стать городом романтики и любви. Туристы редко интересуются городом без Ромео и Джульетты. А он ведь скрывает еще много трагических историй, которые тоже можно было бы положить в основу драмы или романа.

В конечном итоге, одну веронскую, мало известную и итальянцам, и украинцам, историю художественно описал наш Павел Загребельный в своем четвертом романе из серии книг о Киевской Руси «Євпраксія». Эта книга о немецкой императрице, сестре Владимира Мономаха, внучке Ярослава Мудрого, чье имя и жизненный путь просто потерялись среди этих больших исторических фигур. В романе справедливо сказано: «Летописцу было не до душевных движений маленьких княжон. Он не успевал проследить за тем, как метались по земли князья, как племянники грызлись с дядями, как опустошались земли от рати и продаж, как горели города, нищали целые волости...». Но именно Евпраксия принадлежала к тем украинским «невестам», благодаря которым Русь укрепляла свои интернациональные связи.

С первых страниц романа Загребельный отправляет читателя в путешествие в Саксонию вместе с двенадцатилетней Евпраксией, которую выдали замуж за маркграфа Генриха Довгого. Не успев понять, что такое замужество, девушка овдовела. Однако настоящие страдания только начинаются, когда Евпраксия во второй раз выходит замуж за немецкого императора Генриха IV и едет с ним в Италию.

В ЭТИХ СТЕНАХ ЧАСТО МОЛИЛАСЬ ЕВПРАКСИЯ. СОГЛАСНО ЛЕГЕНДЕ, ЗДЕСЬ ЖЕ ВЕНЧАЛИСЬ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Именно здесь, в Вероне, находится Евпраксия, пока ее муж занимается императорскими делами в других итальянских городах. Из описаний в романе понятно, что Загребельный «поселяет» императрицу в Замке Сан-Пьетро. Хочется верить, что так оно и было в действительности, потому что это, наверное, самое красивое место во всей Вероне. Замок находится на холме, с которого открывается невероятный городской пейзаж. Правда, для Евпраксии эта красота была совсем не милой. По роману, именно в этом замке у императрицы рождается сын, которому не суждено было прожить и одного дня. Со смертью ребенка для Евпраксии умирает целый мир. Особенно она возненавидела своего мужа. А тот возненавидел ее, когда узнал об измене жены с его сыном от первого брака — Конрадо. Именно за это император закрывает жену в одной из замковых башен на два года. Правда, никто до сих пор не знает, имела ли на самом деле Евпраксия хоть какие-то связи с сыном мужа. Об этом упоминается в Британской энциклопедии Дидро и Даламбера. Загребельный же называет эту информацию историческими сплетнями весьма сомнительной стоимости. В Вероне до сих пор поговаривают, что холм Сан-Пьетро был местом проведения черных месс. Общеизвестным фактом является то, что император Генрих IV принимал участие в еретическом движении так называемых николаитов и заставлял свою жену присутствовать во время черных месс. К счастью, такое поведение императора вызвало возмущение у тогдашнего Папы Римского. Церковные соборы осудили грубость императора и аннулировали брак с Евпраксией, которая вскоре вернулась в Киев и постриглась в монахини.

ЦЕРКОВЬ САНТА-МАРИЯ В ЦЕНТРЕ ВЕРОНЫ

Нужно сказать, что Евпраксия в действительности жила не во дворце n Сан-Пьетро, который сегодня возвышается над холмом, а в его предшественнике. Замок Сан-Пьетро был построен в 1398 году династией Висконти на руинах фортификационного сооружения. Евпраксия же находилась в Вероне приблизительно в 1090-1093 годах. На то время упомянутый холм имел стратегическое значение, поэтому здесь вполне мог располагаться императорский дворец как центр всей оборонной системы города. После этого замок Сан-Пьетро на протяжении веков передавался из рук в руки разных династий. Сегодня же он пустует, а туристы могут увидеть его лишь снаружи — и то не совсем хорошо, поскольку фасад заслоняют густо высаженные кипарисы. Многочисленные проекты относительно создания в стенах замка музея галереи или культурно-образовательного пространства пока не стали реальностью.

Еще до заключения в башне замка Евпраксия любила просто гулять по улицам города и наблюдать за веронцами. Она ежедневно молилась в местных церквях. Чаще всего приходила в церковь Санта-Мария и Сан-Лоренцо. Эти две святыни можно считать одними из самых древних в Вероне. Санта-Мария была построена в VII веке, а Сан-Лоренцо — в VIII. Однако оба сооружения очень пострадали во время сильного землетрясения в 1117 году и впоследствии были отстроены. Кстати, церкви Санта-Мария суждено было впоследствии стать семейной капеллой известной итальянской династии Скалигеров. Именно вблизи церкви находятся надгробия правителей города, так называемые арки Скалигеров — настоящий архитектурный шедевр. Немало важных достопримечательностей Вероны было построено представителями этого рода. Две упомянутых церкви имеют важное значение для города и сегодня, хотя обе являются небольшими по размерам. Павел Загребельный описывает, как Евпраксии казалось, что церковные стены сожмут ее и она навеки останется здесь — между холодными, каменными стенами.

БАЗИЛИКА САН-ДЗЕНО — ЛЮБИМОЕ МЕСТО ЕВПРАКСИИ В ВЕРОНЕ

Совсем другие ощущения возникали в императрицы, когда она приходила в базилику Сан-Дзено. «Здесь можно было выпрямить дух и тело, здесь было пространство, красота». Церковь начали строить еще в IV веке в честь святого Зенона — покровителя Вероны. Сегодня базилика — это целый комплекс. Чтобы хорошо разглядеть его красоту, понадобится целый день. Около базилики возвышается колокольня высотой 62 метра, немного дальше — аббатство, известное своими фресками XII—XV веков. Веронцы приходят сюда, чтобы молиться около мощей святого Зенона. Туристам же это место интересно потому, что именно здесь, согласно легенде, тайно венчались Ромео и Джульетта.

С древними городами так часто случается — одни истории затмеваются другими и отходят в забвение. Будучи в Вероне, подумайте, какими здешними тропинками пройтись — тропинками Ромео и Джульетты или нашей Евпраксии. Хотя одно другому вовсе не мешает.

Юлия ЯРУЧИК, Верона. Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ