Украина сегодня в довольно узком коридоре — страну ожидают большие испытания. С одной стороны, есть факт оккупированных украинских территорий Россией, и решить эту проблему — сверхсложная задача для украинских политиков. Да и мировых тоже. В некоторой степени это позволяет России держать Украину «на привязи» в связи с ее европейскими и евроатлантическими устремлениями. Хотя никто не мешает нынешней власти активнее внедрять стандарты НАТО и ЕС на свободной территории.
С другой стороны, в 2019-ом Украину ожидают выборы — президентские и парламентские. Тут украинцам важно не ошибиться, хотя меню из кандидатов обещает быть не очень оптимистичным. Гибридная война России против Украины предусматривает не только прямые военные, информационные и дипломатические методы, но и политические. Москва всегда имела своих кандидатов на украинских выборах. Будет иметь и сейчас.
После длительных разговоров и предварительных заявлений объединение двух осколков бывшей Партии регионов — «Оппозиционного блока» и партии «За жизнь» — на прошлой неделе стало реальностью. Сопредседатель фракции Оппоблока Юрий Бойко и председатель «За жизнь» Вадим Рабинович подписали соглашение об объединении оппозиции и создании «Оппозиционной платформы — За жизнь». Юрий Бойко заявил, что стороны договорились об совместном участии в парламентских выборах, а также о выдвигании единого кандидата на выборы президента.
Но не все однопартийцы поддержали Бойко в этом объединении. Другой сопредседатель партии Борис Колесников в ФБ написал, что это «является личной инициативой народного депутата Юрия Бойко, не согласованной с другими членами «Оппозиционного блока» и не легитимизированной съездом партии». Если не удастся договориться внутри Оппоблока, то не исключено, что «ахметовское крыло» может выдвинуть кандидатом в президенты Александра Вилкула, бигборды которого с политической рекламой можно увидеть по всей стране.
Между тем свежие социологические данные свидетельствуют о том, что из тех, кто определился и намеревается принимать участие в голосовании, за Бойко готовы отдать голоса 9% украинских избирателей. Опрос проведен КМИС, Центром Разумкова и Социологической группой «Рейтинг» с 19 октября по 2 ноября 2018 года. То есть до заявления Бойко и Рабиновича об объединении. Интересно, что в перечне среди вероятных кандидатов появился Евгений Мураев, который набирает 5%. То есть если Бойко и Мураев будут баллотироваться на выборах в президенты, объединение Оппоблока и «За жизнь» может и не дать ощутимого результата, ведь голоса Рабиновича постепенно перетекают к Мураеву. Плюс, не следует забывать о Вилкуле.
В противоположном лагере демократических сил по поводу объединения на практике пока речь не идет, хотя эта тема часто поднимается, в частности самими кандидатами. Ныне о своих президентских амбициях заявили Юлия Тимошенко, Анатолий Гриценко, Андрей Садовый, Олег Ляшко и другие. Судя по бигбордам, к этому перечню можно добавить и действующего Президента Петра Порошенко. Согласно социологическим данным, ситуация следующая: Юлия Тимошенко — 21%, Владимир Зеленский — 11%, Петр Порошенко — 10%, Анатолий Гриценко — 10%, Олег Ляшко — 8%, Святослав Вакарчук — 6%. Рейтинг других кандидатов — менее 5%.
Почему большинство политиков не способно объединяться даже в таких сложных условиях, в которых находится сегодня Украина? Каковы шансы тех, кто уже заявил о своем объединении?
«ФИГУРА МЕДВЕДЧУКА НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ДАЖЕ ДЛЯ ЛЬВИНОЙ ДОЛИ «БЕЛО-СИНЕГО» ЭЛЕКТОРАТА»
Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:
— Я вижу, что в демократическом лагере происходят противоположные процессы, чем в другом лагере, который относят к пророссийским силам. Существует известное высказывание о том, что демократы объединяются только перед расстрелом. Такое впечатление, что они продолжают эту ошибочную традицию и не способны объединиться. Есть ряд кандидатов, которые вместо того, чтобы сконцентрировать свои силы, идут отдельно, хотя до того даже были слухи об их объединении. Что касается объединений в лагере «бело-голубых», то, возможно, для них это является хорошей тенденцией, но для патриотических сил эта тенденция точно не является чем-то позитивным.
Не думаю, что это им хорошо удастся, ведь фигура Медведчука не является привлекательной даже для львиной доли «бело-синего» электората. Поэтому надеюсь, что именно Медведчук не даст соответствующих результатов, которых ожидает тот блок, ведь все понимают, что Медведчук — это российское влияние. Мы видим, что Ахметов не хочет вступать в откровенно пророссийскую лужу. Я думаю, что Ахметов, несмотря на то, что он олигарх, не хочет иметь такую откровенно российскую ассоциацию, ведь он работает здесь, а не в России. Поэтому он не будет откровенно защищать российские интересы даже с Новинским.
Все эти события происходят в условиях стремления России к реваншу. Даже Курт Волкер сказал, что Путин сейчас не будет делать откровенную военную агрессию, потому что он ждет возможности для политического реванша. На Россию очень влияют санкции. Следовательно, по их мнению, развивать вооруженный конфликт в полном масштабе нет смысла. Но в политическом смысле они будут наступать. С нашей стороны мы видим, как существенно изменилась конъюнктура политических симпатий. Тот же юг Украины стал намного более проукраинским за эти годы. Но в этом плане существует игра Кремля через якобы проукраинские силы, некоторые из которых будут работать на раскол в патриотическом секторе украинского политикума. А вот то, что силы, которые являются в действительности врагами Украины, имеют возможность объединяться в соответствующие блоки, так это вопрос к правоохранительным органам. Этим должны заниматься спецслужбы. Ведь тут вопрос не в политике, а в подрывной деятельности. Можно быть суперпатриотом и говорить много правильных вещей, но при этом не замечать необходимости настоящей защиты национальных интересов.
«ОБЩЕЙ ИДЕОЛОГИЕЙ ОППОБЛОКА И «ЗА ЖИЗНЬ» ЯВЛЯЕТСЯ ИДЕОЛОГИЯ РЕВАНША»
Петр ОЛЕЩУК, политолог:
— Потенциальных политических объединений может быть довольно много. Но мы видим, что все объединения, которые намечались, например, в сегменте национал-патриотов или в либеральном сегменте, они оказывались достаточно недолговечными или вообще хаотичными и непрочными. Таким образом, они не приносили какого-то ожидаемого эффекта. С другой стороны видим, что в сегменте, который олицетворяют Рабинович и Бойко, намечаются тенденции объединения, несмотря на определенные противоречия со стороны руководства Оппоблока. Но у них есть общая цель. Их общей идеологией является идеология реванша. Очевидно, что эта тенденция провоцируется не без влияния Медведчука. Главное другое — их целью является реванш. И если есть общая цель, то объединение имеет серьезную базу для длительного союза. Если же объединения базируются только на декларациях, то такие объединения, как правило, не являются долговременными. Ведь у участников таких объединений есть отдельные цели.