Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Надежда большая и маленькая

28 ноября, 2018 - 10:15

Странное ощущение остается после американо-британского триллера «Вдовы» (англ. Widows). Вроде это и триллер (по крайней мере так рекламируют) — но напряжение в нем чувствуется только в заключительных эпизодах. По сюжету это типичная авантюрная сказка о крупном ограблении, да вот финального праздника нет и в помине.

Фабула такова: грабители погибли от рук полиции. Деньги, похищенные ими, сгорели. Теперь другие бандиты требуют огромную сумму с вдовы организатора неудачного ограбления. Погибший муж второй женщины проиграл семейный магазин в карты, третья от своего получала не так обеспечение, как синяки. Одним словом, вдовам ничего не остается, как пойти путем их мужей и организовать ограбление самим.

Снял этот фильм британец Стив Маккуин — бывший художник-видеаортист, перешедший в кинорежиссуру. Изначально он ориентировался на болезненные темы: дебютировал «Голодом» о смертельной голодовке ирландских заключенных (2008), продолжил не слишком успешной мелодрамой о несчастном эротомане «Стыд» (2011), а всемирный успех ему принесли снятые по реальным событиям «12 лет рабства «(2013, три «Оскара») о свободном человеке, которого похитили и сделали рабом.

«Вдовы» — его первый выход на территорию остросюжетного жанра и, очевидно, наиболее удачная работа со времен минималистичного и жесткого «Голода» — при том совершенно иная по форме.

Но Маккуин не был бы собой, если бы ограничился только сюжетом. Ему всегда важнее, как героини или герои противостоят практически непреодолимым обстоятельствам. Собственно, отсюда и общий минорный настрой, и приглушенная тональность вроде бы счастливого финала «Вдов». Поскольку речь идет не о внезапном обогащении. А о том, как женщины пытаются выжить в преимущественно мужском мире. В каком им в лучшем случае отведена роль недорогой обслуги. И было бы неверным приписывать этой картине «феминистическую идеологию», поскольку, во-первых, феминизм — не идеология, а социальная позиция, а, во-вторых, вся история в конечном счете — о справедливости, о тех «двух грошах надежды» (название классической ленты итальянского неореализма), которые только и есть у тех, кого общество пытается загнать на задний план, на задворки, сделать невидимыми.

Вообще, радует, что фильмов, говорящих правду о положении женщин — причем снятых мужчинами в том числе — в последние годы становится больше. Кино не влияет на жизнь немедленно, но так или иначе воспитывает зрителей. «Вдовы» здесь займут достойное место.

Хотя нам, в Украине, еще воспитываться и воспитываться. Позавчерашний случай в Раде, когда на глазах всей страны доблестный депутат нахамил своей коллеге по парламенту, сквозь зубы извинился, а потом еще и полез с никому не нужными объятиями к потерпевшей, это хорошо показывает.

И это — только явный и громкий случай. И это — политики высшего эшелона. И не факт, что карьера данного законодателя на этом закончится.

Какое кино их проймет? А также миллионы других мелких хамов и тиранов, не попавших в телевизор?

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ