Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новый сигнал от Эрдогана

Эксперты — о договоренности президентов США и Турции о сотрудничестве в Сирии
18 декабря, 2018 - 10:36
ФОТО РЕЙТЕР

В минувшие выходные президент Турции Реджеп Таип Эрдоган и президент США Дональд Трамп во время телефонного разговора о ситуации в Сирии пришли к выводу о необходимости более эффективного сотрудничества в этой стране. Однако в то же время они не уточнили никаких деталей этого, сообщает The New York Times со ссылкой на администрацию турецкого президента. Между тем, в Белом Доме отметили, что «президенты договорились о координации, чтобы достичь наших целей в сфере безопасности в Сирии», передает Voice of America.

Примечательно, что эта беседа Эрдогана и Трампа состоялась после того, как турецкий лидер объявил о том, что на восточном берегу реки Евфрат на севере Сирии «через несколько дней» будет начата новая военная операция против курдских «Отрядов народной обороны», которых Анкара считает террористической организацией и ответвлением запрещенной «Рабочей партии Курдистана». Через день после этого Эрдоган также добавил: турецкие военные войдут в город Манбидж, если США не заставят курдские отряды покинуть эту территорию. «Манбидж — место, где живут арабы, но они уступили территорию террористической организации. Теперь мы говорим, что вы должны очистить, переместить их, или мы войдем в Манбидж. Я говорю очень четко», — цитирует слова главы государства Reuters.

Как известно, США, наоборот, поддерживают эту группировку, поэтому, мгновенно отреагировав на это заявление, Пентагон предупредил, что любые односторонние военные действия Турции в этом сирийском регионе будут неприемлемыми. Представитель ведомства Шон Робертсон подчеркнул при этом, что «Отряды народной обороны» остаются «преданными партнерами» в борьбе против террористической организации «Исламское государство» («ИГ»). В США также сообщили, что на границе между Сирией и Турцией установили свои наблюдательные пункты. Впрочем, как заверил Эрдоган, целью будущей операции являются «не американские солдаты, а члены террористической организации, которые действуют в этом регионе».

Между тем командующий «Отрядами национальной обороны» Маслум Кобани предупредил, что атака на них турецких военных повлияет на борьбу против «ИГ». «Если будет турецкая атака, силы «Отрядов народной обороны» будут вынуждены защищать свои границы, свои семьи. Борьба против Daesh (на арабском «ИГ». — Ред.) будет невозможна».

Между тем и ЕС отреагировал на соответствующие намерения Анкары. «Мы ожидаем, что власть Турции воздержится от любых односторонних действий, которые могут подорвать усилия коалиции против «ИГ» или несут риск последующей нестабильности в Сирии. В то время как борьба против «ИГ» выходит на завершающие этапы, все стороны должны работать над целями обеспечения будущего поражения, что остается неизменной целью любого длительного решения сирийского кризиса», — говорится в заявлении верховного представителя по внешней политике и политике безопасности ЕС Федерики Могерини.

DW отмечает: если Анкара все-таки начнет эту операцию, ее силы будут действовать в зоне военного влияния США, что обострит конфликт между странами. А Reuters пишет, что Турция в течение двух последних лет уже проводила подобную операцию против «Отрядов народной обороны» на территории к западу от реки Евфрат, но не продвигалась к востоку — «частично, для того, чтобы избежать прямой конфронтации с силами США».

Следует напомнить, что предыдущая подобная операция Турции «Оливковая ветвь» состоялась в сирийском Африне, и благодаря ей турецкая армия полностью взяла район под свой контроль. До этого также была проведена операция «Щит Евфрата», в результате которой Турция взяла под контроль 2 тыс. кв. км территории на севере Сирии.

«День» обратился к экспертам с просьбой рассказать, насколько возможно «более эффективное» сотрудничество турецких и американских сил в Сирии, и какими могут быть последствия турецкой операции против курдских «Отрядов народной обороны» в Сирии к востоку от Евфрата:

«ЭТО СБЛИЖЕНИЕ ПОЗИЦИЙ КАСАТЕЛЬНО ФИНАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ СИРИЙСКОЙ ПРОБЛЕМЫ»

Игорь СЕМИВОЛОС, директор Центра ближневосточных исследований:

— Такое сотрудничество США и Турции возможно. Эрдоган с самого начала хотел этого, и все его споры с американцами как раз заключались в том, что они рассматривали позицию США как нелояльную к Турции, особенно в контексте поддержки курдских подразделений.

Как понимать это сообщение на сегодня, сказать трудно. Для Эрдогана ключевым заданием является создание благоприятных условий для страны не только в зонах турецкой оккупации Сирии, но и по всему  периметру границы для того, чтобы оградить Турцию от проникновения на ее территорию подразделений «Рабочей партии Курдистана».

Конечно, это также сближение позиций касательно финального решения сирийской проблемы.

Что касается новой турецкой операции в Сирии, то у Эрдогана как была, так и остается ключевая цель уменьшения потенциала курдских отрядов. Не суть важно, как они называются и как действуют, но турецкий президент рассматривает их как прямую и очевидную для себя угрозу. По аналогии все предыдущие операции, которые осуществляла Турция на территории Сирии против курдов, означали взятие под контроль дополнительных территорий и выдавливание курдских отрядов с территорий, приближенных к границе Турции.

«ТУРЦИЯ ПРОДВИГАЕТ СОБСТВЕННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ В ЭТОМ РЕГИОНЕ»

Анна ШЕЛЕСТ, эксперт Совета внешней политики «Украинская призма»:

— Фактически Турция постоянно балансирует между договоренностями с РФ и США в отношении Сирии, но в первую очередь продвигает именно свои национальные интересы в этом регионе. Поэтому любые договоренности с  партнерами или участниками конфликта в Сирии стоит рассматривать именно под этим углом. Для Эрдогана главной проблемой остаются именно курды и их поддержка со стороны США.

С одной стороны, телефонный разговор двух президентов — США и Турции — в пятницу казался попыткой найти понимание и улучшить коммуникацию, в действительности все выглядело  скорее как турецкий ультиматум американским партнерам. Заявление турецкой стороны накануне телефонного разговора дало четко понять, что если США не выведут представителей отрядов народной самообороны (YPG), то  турецкие вооруженные силы войдут в сирийский город Манбидж.

Для Турции это не сугубо  сирийский или пограничный вопрос безопасности. Анкара считает курдские отряды на севере Сирии военизированным крылом Курдской народной партии, которая существует в Турции и которую Анкара постоянно пытается запретить и признать террористической из-за их желания автономии. В свою очередь США рассматривают YPG  как часть коалиции, которая борется против режима Асада. Соответственно, для США вопрос коалиции и поддержки всех антиасадовских групп важнее, чем многолетний внутренний политический конфликт в Турции.

С другой стороны, не стоит забывать, что еще в июле США и Турция договорились о выведении курдских отрядов из Манбиджа и общем патрулировании, и если последнее началось в ноябре, то о необходимости вывода курдов из города турки напоминали постоянно и предупреждали, что нарушение договоренности может заставить их также зайти в город. Таким образом, Турция считает, что была достаточно договороспособной и терпеливой, но должна выполнить обещание о вводе своих войск, чтобы, по меньшей мере, не утратить авторитет в регионе и достоинство.

Наталия ПУШКАРУК, Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ