10 января доктор исторических наук, постоянный автор «Дня», профессор Станислав Кульчицкий празднует день рождения. Аналитические тексты Станислава Владиславовича, посвященные проблематике Голодомора-геноцида в Украине 1932—1933 годов, актуальным вопросам Украинской Революции 1917—1921 годов, большевистской «технологии» подчинения Украины, становлению исторической памяти и национальной идентичности украинцев — это не всегда легкое и популярное, однако крайне необходимое чтение. Чтение — труд, чтение — размышление, чтение — углубление в суть истории. Мы попросили пана Станислава ответить на три итоговых вопроса.
— 2018 год, особенно учитывая соответствующие постановления Сената и Палаты Представителей Конгресса США, можно считать «прорывным» в деле признания Голодомора геноцидом украинского народа. Стал ли этот процесс необратимым? Когда Голодомор будет признан геноцидом во всемирном масштабе?
— Нужно выполнить две задачи: раскрыть перед миром реальную картину того, что происходило в украинском селе в ноябре 1932-го — июне 1933 гг. и добиться единства мнений наших законодателей в том, что эта картина подпадает под определение Конвенции ООН о геноциде. Первую задачу украинские ученые решили в течение последнего десятилетия. Э.Эпплбом в книге «Красный террор», которая разошлась по всему миру, представила эту картину Голодомора в популярном изложении на английском языке. Остается ждать, когда эта информация будет усвоена мировой общественностью. Надеюсь, что Институт национальной памяти будет использовать все памятные даты (а не только «круглые», как в 2018 г.), чтобы создать планшеты с материалами Э.Эпплбом и другими публикациями, и с помощью МИД Украины будет распространять их по всем странам.
Вторая задача будет выполнена, когда наши законодатели (прежде всего самые авторитетные из них — Владимир Василенко и Евгений Захаров) докажут, что сталинское преступление подпадает под положение Конвенции ООН о геноциде. Убежден, что для этого нужно объединить существующие концепции Голодомора как геноцида — Р.Лемкина и Конквеста — Дж.Мейса.
— Год Павла Скоропадского, провозглашенный «Днем»-2018: достижения, проблемы, перспективы?
— Просветительская акция газеты «День», посвященная 100-летию гетманата П.Скоропадского, имеет большое значение для коррекции существующих представлений о движущих силах и характере семилетних освободительных соревнований 1917 — 1923 гг. (включительно с событиями на западноукраинских землях). Оценивая действия М.Грушевского, В.Винниченко, С.Петлюры, Х.Раковского, Е.Петрушевича, А.Деникина, П.Врангеля, Н.Махно и других лиц, мы часто забывали о весомой роли гетмана П.Скоропадского в утверждении национальной государственности.
Нередко говорят, что освободительные соревнования потерпели поражение, а воссоединение украинских земель произошло путем реализации пакта Риббентропа-Молотова. В действительности, однако, появление независимой и соборной Украины в 1991 г. было определено предыдущими событиями: созданием призрачной (до поры) советской государственности, решениями глав ведущих государств антигитлеровской коалиции о воссоединении украинских земель путем переформатирования территории возрожденной Польши и включения советской Украины в число государств-основательниц ООН.
Я часто вспоминаю перипетии борьбы украинского и курдского народов за свободу и независимость. Основанная событиями Первой мировой войны, эта борьба для украинцев завершилась успешно. Между тем Курдистана до сих пор нет на карте Ближнего Востока.
Исторические уроки освободительных соревнований 1917—-1923 гг. должны крепко укорениться в сознании граждан Украины. Это поможет нам достойно противостоять агрессии постсоветской России.
— Какие исторические мифы, по-вашему, до сих пор влияют на сознание украинцев?
— Газета «День» регулярно печатает статьи, которые разрушают представления украинских граждан, в том числе профессиональных историков, об отечественной истории, заимствованные в советской школе — общеобразовательной и высшей. Для меня, например, словосочетание «Киевская Русь» со студенческих времен было вполне привычным. Несколько лет назад, когда московские историки заговорили о «Давней Руси», я даже возмутился. Но теперь понимаю: во-первых, существовала Давняя Русь со столицей в Киеве, во-вторых, не существовало никакой другой Руси.
Было бы хорошо, если бы газета завела постоянную рубрику с рассказами об известных в мире людях украинского происхождения. Их сотни, но они считаются россиянами, американцами, англичанами, потому что реализовали свой талант за пределами Украины. Есть книга Аблицова Виталия Григорьевича (572-94-59) на эту тему.