«Украина 2019: что дальше?», — общий лозунг ХІІ экономического Форума Европа — Украина, проходившего 25—26января в Жешуве (Ряшеве). Не обо всем (это задужо, как говорят поляки), но позвольте несколько слов о привлечении иностранных инвестиций — по материалам одноименной панельной дискуссии.
Не секрет, что половину указанных средств берет Киев, а оставшуюся — остальная часть страна. И это еще полбеды. Хуже другое — соотношение между настоящими иностранными инвестициями и репатриантами не в интересах первых. А вторые поддерживают олигархический режим с соответствующими последствиями.
Следующий вопрос — настолько ли адаптируются иностранные инвестиции к украинскому рынку, что действуют по его не очень честным правилам или пытаются вести бизнес прозрачно? Только во втором случае они влияют на институционные изменения в стране. А в первом — на самом деле истощают экономику Украины. Да, иностранные инвестиции — не всегда благо. Они могут истощать экономику страны.
Нужно посещать места успешных иностранных инвестиций — такой выход из ловушки предложил заместитель президента Жешува Анжей Лутковский. Город, громада как таковая отвечает за направления, без успешного развития которых крупному бизнесу тяжело искать для себя специалистов, а именно: медицину, образование, спорт, жилье, дороги. Потому что если они плохие, тогда немногие захотят жить в такой местности. Также очень важно взаимодействовать с учебными заведениями и влиять на их деятельность по подготовке нужных бизнесу специалистов, а не любых. Нельзя силой создавать условия для развития. Фирма, которая думает зайти, обязательно переспросит власть, пойдет ли она ей навстречу? Если нет — заберут местных специалистов и уйдет в другое место.
А если вам удалось убедить крупного инвестора, то выигрыш двойной, ведь одно крупное предприятие взаимодействует с сотнями малых и средних. Поэтому и они получают заказ, а затем честно платят налоги. Правда, в случае малого и среднего бизнеса есть особенность — они не могут содержать большие службы управления персоналом, им тяжело заниматься исследованиями. Поэтому они нуждаются в опеке со стороны местной власти, помощи в своей деятельности.
Как пример удачного непромышленного развития, связанно го со значительными инвестициями собственно города, называлась площадь рынок Жешува. Проведенные широкомасштабные работы по ревитализации, кое-где по восстановлению разрушенной городской среды на основах стилизации, реализация нескольких креативных идей (таких, как подземная туристическая трасса) сделали ее привлекательной для деятельности малого бизнеса. Теперь здесь бурлит жизнь и хорошее настроение. А городской бюджет имеет дополнительные поступления.
Впрочем, дело не только в восстановлении. Польская столица инноваций (так позиционирует себя Жешув) провела и кампании по промоушну, чтобы мир лучше знал о городе и интересовался им. Кстати, видел стенд гмины Любачев с ее инвестиционными предложениями на польском, украинском, немецком, русском, английском, итальянском, испанском, китайском языках. Абсолютное большинство украинских громад этим почти не занимается. Пока с промоушном как Украины в целом, так и территориальных громад проблемы. То есть страна имеет специфическую репутацию, а громады своим продвижением почти (за небольшим исключением) не занимаются. Миру, Европе не хватает позитивной информации об Украине и об изменениях, в ней происходящих.
Подытоживая дискуссию об иностранных инвестициях, участники попытались выделить важнейшие инструменты местного самоуправления для их привлечения. Вот что вышло:
• демонстрация уважения к инвестору, порядочность и честность в отношениях с инвесторами — необходимо обладать всей информацией, их интересующей, причем — максимально точно, потому что ошибки (сознательные или нет) отпугивают;
• помощь всеми возможными средствами малому и среднему бизнесу, опека над ним со стороны всех задействованных служб, внедрение принципа «единого окна»;
• промоушн формальный и неформальный, на всех возможных уровнях — в соответствии с их спецификой;
• развитие инфраструктуры громады, направленное на формирование высокого уровня жизни и услуг, которые предоставляются на ее территории;
• налаживание и приумножение личных контактов и знакомств, интенсификация визитов; при этом особое внимание следует обратить на студентов и молодежь в целом; здесь действует принцип — один сделает, а десять спросят.
Пока Украине не удалось вернуться хотя бы на позиции 2010 г., когда в ее экономику было инвестировано более 6,5 млрд американских долларов. После провала в 2014 г. и потери значительной части экономического потенциала из-за аннексии Россией Крыма и ее вторжения на Донбасс прошлогодние почти три миллиарда инвестиций — далеко не тот показатель, который хотелось бы видеть. Но не стоит искать объективных оправданий в виде коррупции (не столь уж она страшная в Украине, к тому же сфера распространения имеет тенденцию к уменьшению) или война (Израилю она почему-то не мешает). Есть проверенные времем и многими подобными ситуациями методы — Украина должна научиться их использовать.
Владимир БОЙКО, кандидат исторических наук, директор Черниговского центра переподготовки и повышения квалификации работников органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, учреждений и организаций