В 1962-м, когда в США расовая сегрегация доживала свои последние годы, но еще не была преодолена окончательно, произошла одна удивительная история. Знаменитый джазмен-пианист и композитор, афроамериканец Доктор Дон ШИРЛИ, нанял италоамериканца Тони «Болтуна» ВАЛЛЕЛОНГА водителем для длительного турне по южным штатам. То есть как раз в сердце сегрегации и махрового расизма. Валлелонга на тот момент работал вышибалой в ночном клубе «Копакабана». Кстати, благодаря этой работе началась его карьера в кино: именно в клубе Тони познакомился с Фрэнсисом Фордом КОППОЛОЙ и, в конце концов, сыграл эпизод в «Крестном отце» (1972), а затем — еще 19 ролей в других фильмах. Что же касается турне, то оно имело следствием длительную дружбу двух очень непохожих личностей.
В 2017 стало известно, что голливудский режиссер Питер ФАРРЕЛЛИ, известный преимущественно неприхотливыми комедиями вроде «Тупой и еще тупее», вместе с сыном Тони, Ником ВАЛЛЕЛОНГА, и Брайаном Хэйес КАРРИ пишет сценарий о том давнем приключении, а неоднократный номинант «Оскара» Вигго Мортенсен сыграет одну из главных ролей в новом проекте.
Мортенсену досталась роль Тони. А Махершала АЛИ, в 2016 получивший актерский «Оскар» за драму «Лунный свет», перевоплотился в Дона Ширли.
Что такое «Зеленая книга»? Это путеводитель для путешественников с небелым цветом кожи; оригинальное название — The Negro Motorist Green Book. В книге указаны гостиницы и рестораны на юге США, куда разрешено входить «цветным». Дон берет этот пособие в дорогу, чтобы избегать неприятных ситуаций. Но они все равно случаются регулярно, потому что Дон (который ко всему прочему еще и гей) регулярно нарушает позорные границы, а с другой стороны Тони со всей страстью своей простой натуры возмущается повседневной дискриминацией и пускает в ход кулаки даже там, где этого делать не надо. Возмущаться действительно есть чем. Расисты-полицейские, для которых любой чернокожий — преступник. Ресторан только для белых, где афроамериканец может выступать на сцене хоть весь вечер, но поужинать в зале со всеми ему нельзя. Словом, типичное социальное роуд-муви с довольно предсказуемым сюжетом.
И было бы это не так уж и интересно, если бы не блестящий дуэт главных актеров. Это идеальный контраст, это борьба и единство противоположностей, взрывное столкновение темпераментов. Мортенсен ради съемок добавил дополнительный десяток килограммов и идеально вжился в амплуа «добра с кулаками». Али ведет более сложную партию, сочетая с одной стороны аристократическую невозмутимость, доходящую до стоицизма, с другой — глубоко приглушенную уязвимость, которая в критический момент может вырваться наружу эмоциональной вспышкой. Весь этот спектр состояний Махершала играет мастерски и тонко, частично повторяя рисунок роли в «Лунном свете». И так они с Мортенсеном прямо на наших глазах создают историю двух людей, которые в иных условиях не встретились.
Так что именно это сочетание добротной, или, как сказал бы ГОДАР, «плотницкой» режиссуры, четкости послания и безупречного актерства вывело «Зеленую книгу» в фокус различных жюри: приз на кинофестивале в Торонто, три «Золотых глобуса» (лучшая комедия/мюзикл, лучший актер второго плана (Али), лучший сценарий), пять номинаций на «Оскар».
Вместе с фильмом Фаррелли в номинации попала и другая комедия о расовой дискриминации — «Черный куклусклановец» Спайка Ли. А если еще добавить кинобиографию Дика ЧЕЙНИ «Власть» (Vice, Адам МАККЕЙ), то станет очевидным, что Голливуд сейчас переживает период политизации, подобного которому уже давно не было. И на то есть веская причина.
Кино трамповской эры — действительно прямолинейное. Оно на первый взгляд может изображать события 30-, 40- или 57-летней давности, но на самом деле — рассказывать о настоящем, об этом удивительном и недобром времени, когда проблемы, казалось бы, решенные еще в прошлом веке, вновь обрели обжигаюшую злободневность.
Дон и Тони устроили на экране собственную маленькую Революцию Достоинства. И победили. Достоинство всегда побеждает. В том и есть надежда для сегодняшней Америки.