Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Молодежь не только учится, но и учит!

Франко-израильский дирижер Гаддиэл Домброунер рассказал «Дню» о сотрудничестве с украинскими музыкантами
7 февраля, 2019 - 11:12
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Второй раз приезжает в Киев молодой талантливый франко-израильский дирижер Гаддиэл ДОМБРОУНЕР. Впервые в 2017-ом — как участник третьего Международного конкурса дирижеров имени Стефана Турчака. Тогда он одержал наивысшую победу — звание лауреата Первой премии и специальные награды. Одной из них стал приз Национального симфонического оркестра Украины, который сопровождал весь конкурс. У славного коллектива Г. Домброунер получил наивысший рейтинг (причем тайным голосованием), а также честь выступить за его пультом в филармоническом симфоническом концерте.

Сейчас Гаддиэл прибыл в Киев как приглашенный маэстро. Точный выбор оркестра  подтвердил большой успех концерта, который состоялся в Национальной филармонии. В программе звучала французская музыка, а солисткой выступила звезда украинского искусства — «Леди Скрипка» Богдана Пивненко.

Напомню, специальную награду конкурса Г. Домброунер получил также от Национальной музыкальной академии Украины — приглашение дирижировать одним из спектаклей ее Оперной студии Академии — оперой Джузеппе Верди «Травиата».

Между репетициями дирижер нашел еще время, чтобы провести со студентами НМАУ мастер-классы. Интересно, что начались они с Третьей симфонии Бориса Лятошинского(!). Перед началом работы Гаддиэл попросил студента Богдана Ивахива сказать несколько слов о симфонии и посоветовал: если ему посчастливится дирижировать это произведение в других странах, обязательно  рассказывать о нем (желательно на языке той же страны), поскольку эту музыку зарубежные слушатели не знают. (Кстати, Гаддиэл свободно владеет пятью языками и сейчас пытается общаться на украинском).

Гаддиэл Домброунер родился во Франции. В 2017 году получил степень магистра в Институте музыки в Кливленде (США), получив до этого дипломы бакалавра дирижера и кларнетиста в Академии музыки и танца в Иерусалиме (Израиль). Имеет ряд наград за игру на кларнете. Сейчас живет и работает в Израиле, хотя является и гражданином Франции. Несмотря на молодой возраст (особенно как для дирижера), Г.Домброунер уже имеет достаточно большой послужной список: работал дирижером в Кливлендском оперном театре, является постоянным резидент-дирижером фестиваля «Music Fest Перудже (Италия), под его батутом играли оркестр Южно Датской филармонии, Симфонический оркестр СIМ, Молодежный оркестр Филармонии Аликанте, Камерный оркестр Хорватии, оркестр Virtuosi Brunensis, Дунайский и Ашдодский симфонические оркестры.

Наш разговор мы начали с впечатления молодого маэстро о Национальном симфоническом оркестре Украины.

— Этим оркестром я был восторжен еще во время проведения конкурса, собственно, как и все другие мои коллеги-конкурсанты. Высокопрофессиональный коллектив прекрасных музыкантов! В этот раз я почувствовал это еще больше. Поскольку концертная программа состояла исключительно из французской музыки, на которой я рос, хорошо знаю, понимаю традицию исполнения и имею собственное воображение о ее интерпретации, конечно, старался все это донести на репетициях, — рассказал Г.Домброунер. — Был просто поражен, насколько быстро и точно реагировали музыканты на просьбу воспроизвести те тембровые колориты, световые краски, ритмо-интонационные всплески, которые должны были передать особенности звучания этой музыки.

— Обязательным опусом для участников финального тура конкурса была «Симфониетта» Евгения Станковича.

— Музыка очень яркая и, конечно, современная. Но знаете, я не делаю большой разницы между музыкой прошлой и нынешней. Важно, чтобы это была музыка, которая призвана касаться сердца, увлекать исполнителей и слушательскую аудиторию. В произведении Станковича я услышал определенные черты традиций Шостаковича. А музыка еще одного вашего композитора — Мирослава Скорика, которую слушал на конкурсе, очевидно, ближе к фольклорным принципам Беллы Бартока и Золтана Кодая. Я бываю в разных странах мира, и мне всегда интересно познавать и открывать для себя искусство каждой из них. Поэтому мне было весьма интересно узнать об украинской музыке. А она мне кажется очень интересной, хотя бы только из моего небольшого опыта.

— Свой первый мастер-класс в НМАУ (их состоялось несколько) вы начали с Третьей симфонии Бориса Лятошинского. Чем привлекло это произведение?

— Эта музыка глубокая, концептуальная, трагическая по своим образам, совершенная по драматургии. Для меня она напомнила драматические и эпические традиции классиков — Мусоргского, Чайковского, моего любимого Рахманинова, а также Шостаковича, Прокофьева. Но, к сожалению, она тоже не известна за пределами вашей страны. И это проблемы промоции музыки: в первую очередь, нет в обороте нотного материала, звукозаписей. Для того, чтобы о ней узнали, нужно вашим оркестрам, когда они отправляются на гастроли, обязательно включать в программы концертов. Хотя в музыкальном мире пользуются успехом украинские певцы и хоры, но совсем не известно творчество украинских композиторов.

— Что можете рассказать о современных композиторах Израиля?

— О, она тоже интересная и яркая. Вот несколько имен, которые сразу же вспомню: Марк Лаври, Эден Партош, Михаэль Вольпе, Цви Авни, Урия Боскович, Пауль Бен-Гаим — наиболее известный израильский композитор на Западе. Эти и другие, о которых я здесь не вспомнил, работают также педагогами в наших музыкальных академиях. Кстати, Цви Авни является ректором Академии музыки и танца в Иерусалиме, а Михаэль Вольпе возглавляет Союз композиторов.

— Интересно, как вам, молодому дирижеру, удается решить проблему «трудоустройства»?

— Вопрос сложный. Свой оркестр не имею возможности создать. Ведущие оркестры возглавляют маэстро-метры, и молодым дирижерам почти невозможно туда попасть. Позволить себе роскошь содержать собственного концертного агента тоже не могу. Поэтому приходится самому пробиваться, как и большинству молодым музыкантам мира. Поэтому принимаю участие в конкурсах, ищу возможности реализовать себя в творческих проектах, поскольку не мыслю себя без дирижерского пульта. В марте опять лечу в Китай — дирижировать местным оркестром. Но в большей степени меня привлекает музыкальный театр, где тоже имею определенные наработки и опыт работы с операми Моцарта, Верди, Пуччини. Недавно дирижировал в оперных театрах Иерусалима и Тель-Авива оперу современного композитора Ейала Баата «Бешеный индюк», созданную по библейской притче.

Музыка Бориса Лятошинского глубокая, концептуальная, трагическая по своим образам, совершенная по драматургии. Но, к сожалению, она не известна за пределами вашей страны. И это проблемы промоции музыки: в первую очередь, нет в обороте нотного материала, звукозаписей. Для того, чтобы о ней узнали, нужно вашим оркестрам, когда они отправляются на гастроли, обязательно включать в программы концертов. Хотя в музыкальном мире пользуются успехом украинские певцы и хоры

 

— На востоке нашей страны уже несколько лет длится война. Некоторые молодые исполнители не рискуют принимать участие в конкурсах в нынешних условиях. Не имели ли вы определенного страха ехать в Украину?

— Как и в большинстве стран мира, в Израиле хорошо известно о ситуации в Украине. Я также знал и много слышал о революционных событиях на Майдане, которые в разные годы происходили в Киеве, знал, что у вас беспокойно. К сожалению, я имею опыт своей Родины, где тоже годами длится напряжение и опасность... Впрочем, как и большинство моих соотечественников, я живу нормальной жизнью, мечтаю о творческом продвижении, о дальнейшем профессиональном движении.

— 9 февраля вы станете за пульт Оперной студии НМАУ и будете дирижировать «Травиату». Постановщиком этого спектакля был выдающийся певец и режиссер Дмитрий Гнатюк. Сейчас это представление ведет молодая талантливая режиссер, воспитанница Академии Юлия Журавкова.

— Да, сейчас идут репетиции. Мне особенно интересно работать с молодежью, поскольку и сам еще достаточно молод и приобретаю опыт. Постановка является, так сказать, классической. Все ведущие партии поют студенты Академии, замечательные голоса — Ангел Георгиев (Альфред), Мариам Равашдех (Виолетта), Олег Кеуш (Барон), Валентина Плужникова (Флора), которая недавно стала, как мне сказали, лауреатом престижной премии молодых вокалистов в Испании.

Надеюсь, что сотрудничество с Академией и с украинскими музыкантами будет продолжаться. По крайней мере имею уже приглашение на 2020-й от Львовской филармонии о сотрудничестве с оркестром IНСО, имею предложение также от Национального ансамбля солистов «Киевская камерата».

Леся ОЛИЙНЫК, музыковед. ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ