В апреле 2018 года правительство утвердило Государственную программу повышения уровня безопасности дорожного движения в Украине на период до 2020 года, которая, в частности, предусматривает снижение на 30% смертности в результате дорожно-транспортных приключений. По официальным данным, в 2018 году количество ДТП в Украине со смертями на дорогах сократилось на 8%, по сравнению с 2017 годом, и составляло более трех тысяч человек (около 30 тысяч получили травмы). Всего за последний год в Украине зарегистрировано 160 тысяч случаев нарушения правил дорожного движения.
Это на порядок больше, чем в Европе, утверждают эксперты, добавляя при этом, что в 90% таких ситуаций причина — человеческий фактор. Основные причины ДТП — нарушение правил, в частности, превышение скорости и вождение в нетрезвом состоянии, плохие дороги, незначительные штрафы за нарушение. Не все эксперты видят позитивные сдвиги от внедрения государственной программы, в том числе сомневаются в официальной статистике.
«Статистика о количестве погибших в ДТП в Украине может не отображать полную картину, поскольку сегодня отсутствует учет мест концентрации ДТП, — подчеркивает Станислав ГВОЗДИКОВ, руководитель комитета цифровой инфраструктуры и связи экспертного совета при Министерстве инфраструктуры. — Это основная проблема, поскольку сейчас сотрудники полиции говорят, что в 2018 году количество ДТП снизилось. К сожалению, это сухие цифры, которые не указывают, в связи с чем улучшилась ситуация. Поэтому мы делаем вывод, что это — манипуляция. Сейчас ДТП фиксируют кто как хочет».
Специалисты считают, что единственным путем для улучшения ситуации является повышение ответственности водителей, поскольку создается впечатление, что те сами не заинтересованы в росте уровня безопасности на дорогах и улучшении состояния дорог.
«В Украине необходимо внедрить единую систему истории правонарушений, — убежден Андрей МОРОЗ, генеральный директор страховой группы Ubi-Coop. — Внедрение такой системы и предоставление доступа к ней страховым компаниям, представителям Национальной полиции и судам значительно повысит безопасность на дорогах. Потому что главное — не штраф за ДТП, а знание человека того, что наказание наступит. Ведь сейчас, если суд через три месяца не выпишет штраф, человек фактически может его не платить. Также, я считаю, необходимо введение автоматического установления ответственности путем видеофиксации. Давно о таком говорили, но, к сожалению, этого нет до сих пор».
Относительно качества дорог, по данным экспертов, теперь в Украине в хорошем состоянии всего 8,5% всех дорог, а это всего лишь 2,7 тысячи километров. При этом эксперты констатируют, что сегодня трудно узнать, как были потрачены средства, направленные в прошлом году на улучшение дорог.
«Правительство выделяет деньги на повышение безопасности на дорогах, однако сейчас неизвестно, куда они пошли, — комментирует Юрий ПАПИРОВЫЙ, председатель всеукраинской общественной организации «Общественный комитет транспортной безопасности». — Так, Кабмин принял стратегию повышения безопасности дорожного движения, а также в прошлом году была принята госпрограмма по безопасности, которая предусматривает выделение средств из Дорожного фонда. Первое финансирование должно было начаться в 2018 году, но, к сожалению, предприятие «Укринфрапроект», которое находится в подчинении Мининфраструктуры, по непонятным причинам не может отчитаться о проведенных мероприятиях».
Народный депутат Украины Наталия ВЕСЕЛОВА заявила, что будет инициировать написание законопроекта с инициативой внедрить в Украине аналог немецкого так называемого «идиотен теста». Речь идет о крайнем средстве для водителей-нарушителей, медицинско-психологической экспертизе, где попадаются, на первый взгляд, очень странные вопросы. Тест применяют, чтобы понять, пригоден ли человек к управлению транспортным средством, после его прохождения нарушителя могут лишить водительских прав.
Эксперты называют много вещей, которые нужно менять в Украине, — от формального обучения и бытовой коррупции во время получения медицинской справки до драконовских штрафов за нарушение, а также — лишение водительских прав. Но в первую очередь, по их мнению, в Украине нужно внедрить — и это уже можно сделать — единую историю правонарушений и автоматическое назначение штрафов с помощью видеофиксации. Также — поднять штрафы за нарушение правил дорожного движения, ввести практику начисления баллов за нарушение, когда в итоге водитель может распрощаться с правами.