Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Улей «возможностей»

Аналитики: Экспорт украинского меда за год сократился на 17,8 тысяч тонн, но перспективы есть
2 апреля, 2019 - 10:47
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"

Как сообщили в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины, по итогам 2018 года отечественные производители продали за рубеж 49,9 тысяч тонн меда, что на 17,8 тысяч тонн меньше, чем годом ранее, когда было экспортировано почти 68 тысяч тонн продукта.

Снижение экспорта украинского меда произошло на фоне увеличения его производства в последние 2—3 года во Вьетнаме и Индии. И если Вьетнам нам не конкурент, то Индия производит полифлерный мед (собранный из разных типов цветов. — Ред.) И конкурирует с нами. У нас же, в Украине, в это время идет конфликт между пчеловодами и экспортерами.

Украинский мед, к сожалению, под переработку и пастеризацию не подпадает — его не перерабатывают и не пастеризуют, он через 6—8 месяцев опять сахарится и становится твердым. В то же время за рубежом любят потреблять жидкий мед, и наш твердый мед там спросом не пользуется. Он пользуется спросом в пищевой промышленности — для производства пива, кондитерских изделий и так далее. И это — одна из причин конфликта: пасечники хотят продавать дорого — по 40—45 гривен за 1 кг, в то время как цена на наш мед исходя из его качеств — в среднем от 0,9 до 1,25 доллара (25—35 гривен) за 1 кг.

Аналитики компании Pro-Consulting, однако, отмечают, что украинский мед — очень популярный экспортный продукт. Торговля медом за рубеж постоянно росла вплоть до 2018 года, когда в ситуацию вмешались форс-мажорные обстоятельства. Тогда экспорт сократился в связи с массовым заболеванием пчел. Одной из причин этого могло послужить отравление во время весенних полевых работ.

В целом, экспорт меда в течение последних четырех лет был позитивным, так как среднее значение прироста экспорта равняется 36%. Но сам темп прироста был крайне волнующим. Так как в 2014 году экспорт меда вырос на 67,6%, в 2015 году он упал до 1%, а в следующих годах неравномерно рос.

ЭКСПОРТ МЕДА ИЗ УКРАИНЫ В 2015—2018 ГГ., В НАТУРАЛЬНОМ ВЫРАЖЕНИИ, ТЫС. ТОНН.

По словам аналитиков, рынок меда в Украине, как и многие другие рынки продуктов, не относящихся к категории продуктов первой необходимости, ожидает рост, связанный с повышением уровня дохода населения, а также высокой популярностью здорового питания.

В целом, эксперты все равно ждут, что рынок меда в Украине будет развивается как производства, так и экспорта данной продукции. Экспорт меда с каждым годом становится заметной статьей экономики Украины, и это дает возможность в будущем ждать поддержки со стороны государства.

И февраль, по словам экспертов рынка, был решающим для отрасли.

Всего лишь за половину января Украина исчерпала квоты на поставку меда в Европейский Союз. Но они не такие уж большие: 5 тысяч тонн — основная, и еще 2,5 тысяч тонн — дополнительная.

На сегодняшний день в Украине остались большие переходные запасы меда, и иностранцы об этом знают. И они не хотят утратить такой шанс — купить украинский мед дешево, ведь каждый воюет за свою прибыль. Поэтому здесь столкнулись интересы иностранного покупателя и украинского производителя, а у нас это — целая цепочка: пасечник, потом посредник, скупающий мед у производителей, есть еще переработчики меда и потом — экспортеры. Исходя из того, что эта цепочка не оптимизирована и мы все не можем договориться, возникают дополнительные расходы, и мы не можем найти себестоимость нашего меда. Без этого сложно его продать. Из-за этого страдают все — и пасечник, который получает меньше денег, и экспортер, который не может реализовать продукцию. И объемы экспорта снижаются.

Эту ситуацию мы породили сами — своей ненормальной политикой, которую экспортеры вели последние три года. Ассоциация экспортеров не советовались с пасечниками, экспортеры сами определяли, по какой цене продавать. Из-за такой нескоординированности действий мы получили дисбаланс, который сейчас негативно сказывается на рынке.

На сегодняшний день у пасечников осталось 40 тыс. тонн переходных остатков меда, и они ждут больших денег за него. Но прогноз на первое полугодие неутешительный. Через пару недель завершится сезон сбора меда в Аргентине, и если эта страна подтвердит свои объемы производства, то наши продажи уменьшатся, потому что все будут брать аргентинский продукт — в нем большее содержание травяных медов, что дает такое соотношение фруктозы и глюкозы, при котором мед хуже загусает, он более текучий, и, следовательно, более привлекательный для фасовки в розницу. В связи с этим мы с трепетом ждем, какие данные по меду опубликует Аргентина в период с 1 по 10 февраля.

А до 15—20 февраля прогноз производства меда опубликует Индия, и если там будет хороший урожай, то она будет готова продавать в Европу мед по 1,55 евро за 1 кг. А это значит, что мы должны продавать дешевле: цена у наших пасечников в таком случае должна быть 35, в лучшем случае — 36 гривен за 1 кг.

Хотят — пусть продают, хотят — не продают. Но все должны понимать одно: если сегодня мед не реализовать, к следующему сезону в нем несколько показателей изменятся в худшую сторону и мы можем остаться с продуктом, но с плохими показателями. И его все равно нужно будет куда-то продавать. А для этого ему нужно будет предать товарный вид, а это — дополнительные расходы.

Поэтому первый глобальный вопрос — нужно садиться за круглый стол, на который должны прийти пасечники со всех регионов, посредники по сбору меда, переработчики и экспортеры. Все мы должны искать выход из сложившейся ситуации, потому что, если мы не договоримся, наша перспектива — снижение экспорта меда в первом полугодии 2019-го. Как будет во втором полугодии — будем смотреть по урожаю.

Второй глобальный вопрос — у нас в последнее время ухудшились показатели меда. В сельском хозяйстве применяются пестициды и гербициды, и это приводит к попаданию вредных веществ в продукты пчеловодства. Европа будет «гонять» Украина по этим показателям, потому что она хочет покупать чистый мед. И потому за круглый стол нужно сажать и круглые агрохолдинги, и мелких фермеров, привлекать местную власть — ведь бездумное употребление «химии» отравляет пчел и наносит колоссальный вред продукту.

Мировой рынок меда развивается семимильными шагами — если в 2015 году его объем составлял 400—440 тыс. тонн, то сейчас уже говорим о цифре в 640 тыс. тонн. И применение меда все более расширяется. Например, в Нигерии запрещено изготовление пива не на меду.

Алла ДУБРОВЫК-РОХОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ