На следующий день после первого тура выборов Президента Украины курс гривни существенно укрепился на межбанковском валютном рынке — как относительно доллара, так и относительно евро украинская гривня подорожала на 30 копеек. Скорее всего, это простое совпадение, которое не имеет отношения к выборам.
За три первых месяца 2019 года гривня укрепилась относительно доллара на 1,8%, относительно евро на 3,7% (при оценке динамики курса гривни к евро нужно учесть повышение курса доллара к евро за этот период с 1,14 до 1,12 — напомню, что нацвалюта Украины ориентируется на доллар США
В этом году с курсом складывается ситуация, в значительной мере не типичная для нескольких предыдущих лет. В частности, мы не видим временной, но ощутимой девальвации гривни, которая начиналась в декабре и длилась большую часть января (2016—2018 годы), порой задевая и февраль (в 2015 году). Вероятно, ключевую роль сыграло равномерное расходование средств госбюджета в конце года, что произошло впервые за последние 5 лет. Наиболее вопиющий случай агрессивного расходования бюджетных средств был в 2017 году, когда за декабрь остаток средств на едином казначейском счете правительства уменьшился в 10,6 разы. В результате чего официальный курс гривни к доллару с 1 декабря 2017 по 24 января 2018 года снизился на 6,3%, сделав заметный вклад в высокую потребительскую инфляцию января-марта прошлого года.
В то же время, если сравнивать с предыдущим годом, можно заметить схожесть динамики одного важного для курса гривни фактора. Имею в виду вложение нерезидентов в ОВГЗ. За первые два месяца прошлого года иностранные инвесторы увеличили свои вложения в украинские государственные ценные бумаги более чем вдвое (в абсолютном выражении — на 6 млрд грн).
А за январь-март 2019 года нерезиденты нарастили свои вложения в ОВГЗ в 3,2 раза (в стоимостном выражении — на 13,9 млрд грн). Как видим, политические риски не напугали зарубежных финансовых «деятелей». Высокие ставки по ОВГЗ, на уровень которых влияет и сохраняется на высоком уровне учетная ставка НБУ, перевесили политические риски.
И в прошлом и в этом году речь идет преимущественно о приобретении иностранцами «коротких» облигаций, срок обращения которых находится в пределах от 3 до 6 месяцев. Почему это настораживает? А потому, что мы в прошлом году видели, как выход иностранных спекулянтов из вложений в украинские госбумаги привел к существенному снижению курса нацвалюты, которое наблюдалось с конца июня по начало сентября. Так, за период с 1 июня по 5 сентября 2018 года гривня снизилась относительно доллара на 9%. Очевидно, что свою роль тогда сыграли высокие цены на нефть, необходимость закачивания газа в ПСГ, пауза в экспорте агропродукции, которая происходит в июне — июле, на стыке сельскохозяйственного маркетингового года. Но и серьезный объем погашения ОВГЗ, средства от чего нерезиденты конвертировали в инвалюту, тоже сделал вклад в прошлогоднюю летнюю девальвацию гривни. Надо отдавать себе отчет в том, что некоторые описанные элементы 2018 года могут повториться и в этом году.
Впрочем, в ближайшие несколько месяцев скорее не стоит ожидать тревожных событий на валютном рынке Украины.
Во-первых, продлится экспорт сельхозпродукции урожая прошлого года, который был рекордным — в конце марта опубликован окончательный отчет Госстата о сборе урожая 2018 года, в нем подтверждается преодоление исторического для Украины предела производства зерна на уровне 70,1 млн тонн. Также были получены наивысшие в истории показатели валового сбора кукурузы, сои, подсолнуха. Излишнего оптимизма не нужно, поскольку мировые цены на пшеницу и кукурузы уже несколько месяцев как стабилизировались на относительно невысоком уровне. Но благодаря большим объемам экспорта аграрии в очередной раз поддержат курс гривни
Во-вторых, начинается сезонное повышение спроса на продукцию и полуфабрикаты из черных металлов (они являются второй после сельхозтоваров статьей украинского экспорта). Цены демонстрируют умеренно позитивную для украинских металлургов динамику — за первые три месяца 2019 года стоимость метрической тонны стали выросла на 6%.
Следовательно, прилив валюты от экспортной выручки в течение весны прогнозируется неплохой. Кроме того, аграрии могут увеличить объемы ее продажи по сравнению с обычным уровнем — в связи с началом весенней посевной кампании и необходимостью масштабных закупок топлива для ее проведения.
В-третьих, закупки природного газа весной традиционно снижаются, что соответствующим образом уменьшает спрос на иностранную валюту.
В-четвертых, существенный рост импорта в первые два месяца 2019 года был обусловлен скорее временными факторами — закупкой тепловыделяющих элементов для АЭС, импортом энергетического угля (который сокращается по сравнению с предыдущими годами, а мировые цены на уголь за январь-февраль этого года снизили почти на 10%), активным ввозом автомобилей по окончании льготного режима таможенной легализации авто на еврономерах. Влияние этих причин на рост спроса на валюту снизит свою актуальность.
Наконец, есть еще один фактор, который может оказать позитивное влияние на стабильность гривни в перспективе до конца года. Риторика руководства основных центральных банков мира показывает, что повышения ставок и усиления монетарной политики, скорее всего, не будет ни в США, ни в Великобритании, ни в зоне евро. Поэтому отношение финансовых спекулянтов к развивающимся рынкам будет улучшаться. Значит, не стоит ожидать побега из валют стран с формирующимися рынками. Вероятность роста вложений в их госбумаги повышается. Что касается Украины, это может привести к тому, что часть средств, полученных от погашения краткосрочных ОВГЗ не будет конвертирована в иностранную валюту, а будет реинвестирована в долговые госбумаги нашей страны.
Конечно, существенное влияние на курсовую динамику может иметь продолжение сотрудничества Украины с МВФ. Объемы погашения внешнего долга в 2019 году достаточно существенны, и, чтобы не тратить международные резервы НБУ, было бы очень желательно продолжение привлечения кредитов МВФ и связанного финансирования. Но в настоящий момент сложно делать предположения о сценариях развития ситуации в этом вопросе. Поэтому, как говорят, вынесу этот вопрос за скобки.
Подводя баланс между рисками и перспективами гривни во временной перспективе 3—6 месяцев, склоняюсь к тому, что привычная для нескольких десятилетий ситуация, когда курс гривни снижался осенью, может измениться новой, похожей на прошлогоднюю — определенная девальвация в течение второй половины лета сменится укреплением курса нацвалюты в начале осени и его стабилизацией. Основным фактором будет экспортная выручка от сельхозпродукции. Украина все больше становится аграрной (и при этом деиндустриализованной) страной, потому и курс гривни все сильнее зависит от объема урожая сельхозпродукции и мировых цен на нее...