Хотя эта пьеса написана Оскаром Уайльдом в конце позапрошлого века, она очень актуальная для нас. Потому что здесь есть все, чем переполнены наши теленовости и соцсети: коррупция в высших эшелонах власти, шантаж, торговля государственными тайнами. Но если вы от всего этого в реальной жизни устали — можете смело смотреть «Идеального мужчину» в Театре на Липках. Потому что режиссер Константин Дубинин последовательно избегает как раз той банальной актуальности, которая лежит в пьесе якобы на поверхности. Дубинина интересует не так этика, как эстетика эпохи. А тогдашняя британская эпоха называлась, как известно, «викторианской», то есть манерно-консервативной, лицемернопристойной, застегнутой на все пуговицы. Но под этой сенью рождалась, тем временем, новые ценности. Именно тогда в британской жизни и литературе появились такие скандальные персонажи, как Дракула и Чарлз Дарвин, Алиса из Зазеркалья и сам Уайльд. А еще — художники-прерафаэлиты с их нескрываемо смелым и свежим эротизмом.
Похоже, что Константин Дубинин сознательно перенес действие пьесы из аристократических покоев именно в богемный салон прерафаэлитов, где сквозь таинственную зеленоватую ткань светятся обнаженные тела (сценография и костюмы Алии Байтеновой). Это мир, в котором правит Эрос, а не политика. Это очень женский спектакль, настоящий парад индивидуальности — дерзких, грешных, но всякий раз прекрасных. Красота здесь равняется истине. Они очаровательны каждая по-своему, от разумно-въедливой леди Маркби (Валерия Чайковская) до леди Чилтерн (Екатерина Марченко) и мисс Мейбл (Марина Андрощук). С тем же восторгом воспринимаешь даже шантажистку и интриганку леди Чивли (Людмила Загорская) — потому что ее интриги и шантаж, ее демонизм — опять же не из разряда этики, а из области чистой эстетики.
Можно заподозрить, что все свое внимание режиссер сосредоточил именно на женской половине спектакля, а из-за этого джентльмены Роберт Чилтерн (Владимир Захарченко) и Артур Горинг кажутся как раз сдержанными викторианскими джентльменами. Впрочем, один джентльмен в этой компании таки выбивается из рамок — это граф Кавершем. Его играет Владимир Войтенко. Актер придумал прекрасный, легкий и очень театральный образ. Его Кавершем похож одновременно на двух знаменитых британцев разных эпох, он круглый, как Черчилль, и одноглазый, как адмирал Нельсон.
Следующие показы спектакля состоятся 6 и 19 апреля.