Фотография легендарного авиаконструктора с не менее знаменитым Генри Фордом, письмо-доказательство украинского происхождения Игоря Ивановича Сикорского, его счастливая шляпа-федора и воспроизведенная модель первого вертолета, cмастеренная во дворе семейной усадьбы, что на Ярославовом Валу, 15 — наверное, вам уже хочется узнать больше?
Если так, в Музее украинской диаспоры, который является филиалом Музея истории города Киева, готовы рассказать обо всех изюминках обновленной экспозиции историко-мемориального выставочного проекта «Наш Сикорский». Поводов к обновлению проекта, который продолжается с 2016 года, появилось аж четыре: 130 лет от дня рождения украинско-американского авиаконструктора, которые отмечали 25 мая, также ровно 100 лет назад Сикорский эмигрировал в США, 95 лет назад создал свой первый американский самолет и 80 лет назад — первый американский вертолет.
Собственно, этим датам и событиям посвящена обновленная выставка. Музейщикам удалось получить немало эксклюзивных фотографий и документов, которые касаются американского периода жизни авиаконструктора. В Украине они представляются впервые, кое-что стало открытием и для музея, и даже для фонда семьи Сикорских в США.
ЭМИГРАНТЫ, ПТИЦЕФЕРМА И ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ
«День» рассказывал об открытии проекта «Наш Сикорский» три года назад (материал «Встреча с «мистером Вертолетом» в №89 от 25 мая 2016 года). Поэтому некоторые элементы нам знакомы: интерьер рабочего кабинета Сикорского, его учебные табели с пятерками и четверками, история о неоконченной учебе в Киевском политехническом институте, а также рабочее место авиаконструктора в мастерской в семейном имении.
За эти годы экспозиция несколько изменялась, но длилась непрерывно, чтобы имя мистера Вертолета, как часто называют Сикорского, оставалось на слуху. Если первая выставка касалась прежде всего киевского периода изобретателя, то теперь добавилось немало фото, писем и телеграмм, которые раскрывают о его жизни именно в эмиграции.
«Часть выставки касается становления его компании Sikorsky Aircraft в Америке, первого состава его инженерной команды и создания им своего первого американского самолета», — рассказывает Анна ЛЕКСИНА, сокуратор выставки «Наш Сикорский», ведущая научная сотрудница музея.
В 1923 году Сикорский основал свою компанию, которая начала работать на птицеферме его друга Виктора Утгофа, в Лонг-Айленде. «На фото видно, как выглядела работа на этой ферме над самолетом S-29-А, — комментирует Анна Лексина. — Команда, которая работала с авиаконструктором, тоже состояла из эмигрантов. Один из них — Дмитрий Винер — был племянником Сикорского по маминой линии. Он также эмигрировал из Российской империи в США и помогал дяде создавать его первый американский самолет. Есть фото Винера, которое экспонируется впервые».
САМОЛЕТ-КИНОГЕРОЙ
Вообще история о первом самолете S-29-А интересная. Он был сконструирован в 1924 году, тогда же состоялся и первый полет. Впрочем, авиастроительная индустрия США не заинтересовалась этим аппаратом. Поэтому самолет был продан компании известного американского пилота Роско Тернера. Он использовал его для коммерческих чартерных перелетов и в рекламной сфере. А впоследствии передал по договору для съемок в голливудском фильме Говарда Хьюза «Ангелы ада», который посвящен Первой мировой войне.
«Лента вышла в прокат в 1930 году, собственно, можно найти этот фильм и увидеть, как выглядел самолет. Он был создан в единственном экземпляре, — уточняет Анна Лексина. — Во время съемок все виражи выполнял в основном Роско Тернер. Все проходило успешно, а после последнего виража, когда за штурвалом был другой пилот, самолет разбился, пилот успел выпрыгнуть. S-29-А уже не подлежал восстановлению, впрочем, он выполнил свою миссию и роль».
Что первый самолет, что первый вертолет, кстати, построенный Сикорским в США в 1939 году, специалисты умышленно называют американскими. Чтобы подчеркнуть, что именно в США конструктору удалось реализовать свои замыслы. Хотя идеи зарождались в городе, где родился гений авиастроения, — в Киеве.
В Америке Сикорский создал и авиасимулятор, в котором тренировался выполнять разные виражи, прежде чем сесть за штурвал своего вертолета. Такие фото тоже есть в Музее украинской диаспоры.
«МОЯ СЕМЬЯ ИМЕЕТ ЧИСТО УКРАИНСКИЕ КОРНИ»
Уверенно можем утверждать, что Сикорский таки — украинский! Хотя часто писал о себе, что он «русский». Следует понимать, он имел в виду, что его родина, Украина, входила в состав Российской империи.
«Моя семья имеет чисто украинские корни, из села Киевской губернии, где мои прадед и дед были священниками», — это часть письма Игоря Ивановича, который датируется 30 августа 1933 года, к Василию Галичу, украинскому эмигранту, который на то время готовил книгу и интересовался происхождением авиаконструктора.
Это письмо Сикорского музейщики разыскали в архиве университета в штате Висконсин. «Мы переслали его в фонд Сикорского в США, и это для них в определенной степени стало открытием. Очевидно, они о нем не знали. Потом они уже нашли письмо украинского диаспорянина Галича, о чем он спрашивал еще в 1933-м. Это говорит о качестве американских архивов», — уточняет Оксана ПИДСУХА, директор Музея украинской диаспоры.
АРХИВ ИЗ США — ТЕПЕРЬ В КИЕВЕ
Портретные фото Сикорского, в частности, фотография, где он дает интервью американским журналистам или передает Генри Форду модель вертолета для музейного экспонирования в штате Мичиган, удалось получить у коллекционера, основателя проекта «Memorabilia» Александра Крилова.
«Несколько лет назад он приобрел на аукционе в США коробку с документами, фотографиями и книгами, которую выставила там компания Sikorsky Aircraft. Они же хранят все это в нескольких экземплярах, — объясняет Оксана Пидсуха. — Следовательно, этот архив переехал в Киев. Я узнала об этом. Крилов знал о нашей выставке. Возникла идея хотя бы какие-то из документов и фотографий выставить здесь. Некоторые материалы стали для нас открытием. Не все можем показать, потому что не хватает места, а некоторые документы еще требуют более тщательного изучения».
Музей украинской диаспоры поддерживает связи с фондом Сикорского в США, в частности, рассказал ему об открытии обновленной экспозиции и даже получил ответ-благодарность. А раньше в регулярном вестнике Sikorsky Aircraft опубликовали заметку о выставке и фото модели вертолета, над которым Игорь Иванович работал в своей киевской усадьбе.
СКОНСТРУИРОВАТЬ ИДЕИ СИКОРСКОГО
Конструировал упомянутую модель вертолета авиамоделист Евгений Галущенко, имея под руками лишь два снимка со двора на Ярославовом Валу, 15. Никаких чертежей не сохранилось. Галущенко также делал для музея модель первого самолета Сикорского, а теперь ему планируют «заказать» модель аэросаней. Таким образом соберут всю коллекцию моделей, которые создавались в Киеве.
По словам Оксаны Пидсухи, музей имеет мечты разного масштаба относительно проекта «Наш Сикорский». Воспроизвести модели его машин — часть этих планов. Также хотят больше исследовать архивы городка Сквира, что на Киевщине, откуда родом отец Сикорского.
«Из больших мечтаний — нам бы хотелось, чтобы продолжалась издательская деятельность, которая бы рассказывала о деятельности авиаконструктора в Киеве. Есть книга Игоря Шпака («Ігор Сікорський. Київський злет». — Ред.), но она больше рассчитана на взрослую аудиторию, а об этом важно рассказывать и детям. Я дарю идею издателям, — улыбаясь, добавляет пани Оксана. — Издательский проект действительно нужен. Есть вот детская серия книг о Стиве Джобсе, других мировых изобретателях, но у нас есть свои гении».
МУЗЕЙ КАК МЕЧТА
Глобальная мечта музейщиков — создать музей Сикорского, в идеале — в его семейной усадьбе. С этим сложнее всего. Дом Сикорского теперь принадлежит госпредприятию «Гостиница «Казацкая», которое находится в ведении Министерства обороны. До недавнего времени усадьба сдавалась в аренду международному благотворительному фонду «Музей истории воздухоплавания и авиации имени Сикорского», который связан с народным депутатом Нестором Шуфричем.
О здании никто не заботился. Оно как в загадке — без окон, без дверей, и, к сожалению, и без людей. Через суды усадьбу удалось вернуть в собственность Минобороны. В начале этого года в Киевраде сделали громкое заявление о возвращении дома в коммунальную собственность. Только тогда можно говорить о его реставрации и создании музея.
«Сейчас мы можем только говорить, в каком состоянии дом находится, в физическом и юридическом. Его действительно нужно отдать городу, тогда мы сможем требовать от киевской власти необходимых действий, — акцентирует Оксана Пидсуха. — Конечно, семья Сикорского не имеет большой веры в нас, зная о состоянии их семейного гнезда. Потому что сотрудничество с международными фондами и потомками выдающихся людей, меценатами, к сожалению, у нас не очень поддерживается. Поэтому с их стороны часто нет полного доверия к стране и нашим институциям».
Но так или иначе идея полноценного музея Сикорского — живет.