В концерте прозвучали произведения Николая Дилецкого — украинского музыкального теоретика и композитора ХVII века. «Своим» композитором маэстро считают музыковеды не только Украины, но и Литвы, России, Польши и Беларуси. Поводом для этого является география его прижизненных перемещений: он закончил Виленскую иезуитскую академию, работал в Вильно, Смоленске, Москве. А современник Дилецкого диакон Иоаникий Коренев, автор полемического произведения «Мусикия», записанного в одной рукописи с трактатом Дилецкого «Грамматика мусикийская», называет его «житель града Киева». К тому же на украинские корни Дилецкого указывает сама его музыка, в которой сплелись полифоническая техника западноевропейского барокко и украинская мелодика.
Партесные концерты исследуются в Украине уже более полувека. В советские времена, как музыка церковного назначения, они находились на маргинесе музыковедения, и их изучение двигалось благодаря невероятным усилиям и энтузиазму отдельных ученых. Один из них — украинский музыковед, академик Нина Александровна Герасимова-Персидская, которая нашла произведения Дилецкого-композитора и впервые издала в 1981 году в Киеве.
Возрождение партесов началось во времена Независимости, когда появились новые издания, к партесному репертуару начали обращаться исполнители — муниципальный камерный хор «Киев», львовский ансамбль старинной музыки «А cаppella Leopolis», мужской ансамбль «Конкорд». Идея основанного Open Opera Ukraine проекта — привлечь внимание как можно большего числа слушателей в Украине и за рубежом к величественному наследию украинского музыкального барокко, которым являются партесные концерты, а также стимулировать новую волну интереса к партесам со стороны как исследователей, так и исполнителей.
Основу программы составили четырехголосные произведения, которые хранятся в архивах Национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Их расшифровала и подготовила к печати музыковед Ирина Герасимова, а изданы они были в конце прошлого года в Варшаве. В Украине они прозвучали впервые. Прозвучало также произведение, найденное в свое время в Киеве, в архиве Института рукописи Национальной библиотеки имени В.Вернадского и атрибутированное на основании других источников Ниной Герасимовой-Персидской.
Напомним, что партесы создавались для звучания в храме, и раскрывают все нюансы, игру созвучий, которые образуются от сочетания разных полифонических линий, только в акустическом пространстве храма. Поэтому, благодаря руководству Национального заповедника «София Киевская» действительно уникальным стал повод услышать партесные концерты в Соборе святой Софии Премудрости Божьей. Вероятно, именно София Киевская была тем пространством, в котором звучали партесные произведения во времена их создания.
Исполнителями стали солисты, специально отобранные для проекта художественным руководителем Open Opera Ukraine, опытным знатоком ренессансного и бароккового пения хормейстером Наталией Хмилевской.
«В партесном музыцировании важна индивидуальность, которая творит нечто общее, — отмечает Наталия Хмилевская. — Мы ориентировались как раз на то, есть ли у певца тембровая индивидуальность, будет ли он готов к мировоззренческой перезагрузке, ведь исполнение партесов нуждается в изменении постоянных представлений о хоровой музыке». Богато и виртуозно декорированное распевами, построенное на контрастах темпа и громкости, партесное пение нуждается в действительно высокопрофессиональных навыках и вокальной технике, которую продемонстрировали певцы.
Произведения, представленные в программе, исполнялись разными составами — от смешаных составов солистов в вокальных квартетах, мужского квинтета до камерного ансамблевого состава на 13 участников, в котором в рамках одной композиции чередовались эпизоды пения всего ансамбля с разнообразными дуэтами солистов. Одно из произведений — концерт «О, сладкий свет, Михаил Архангел» — мужской квинтет исполнил на хорах Софийского собора, подарив слушателям новые акустические эффекты.
Концерт транслировался телеканалом UA: Культура, что дало возможность приобщиться к этому незаурядному событию всем желающим. А присутствующие на концерте гости поделились впечатлениями.
— Программа готовилась два месяца, и для коллектива, который был собран специально для проекта, это первый опыт исполнения партесных произведений. Но, по моему мнению, певцам удалось достичь осмысленного донесения текста, соответствия месту, пространству и стилистике самой музыки, — говорит Евгения ИГНАТЕНКО, кандидат искусствоведения, доцент Национальной музыкальной академии Украины, научный консультант проекта «Musica sacra Ukraina: партесное измерение». — Сделать эту музыку понятной, найти в ней все прелести и исполнять ее, любуясь этими прелестями — это, бесспорно, достижение коллектива.
— Чрезвычайно важно то, что результаты научных исследований — новонайденные, расшифрованные и атрибутированные произведения, факты музыкальной истории, которые появляются благодаря изучению документов, — становятся достоянием широкой общественности. Ведь это меняет устоявшиеся (как правило, очень общие и приблизительные) представления о том, какой была наша музыка, позволяет выделить украинский вклад в европейскую и мировую музыкальную культуру, проследить преемственность музыкального профессионализма на нашей территории, — считает Иван КУЗЬМИНСКИЙ, кандидат искусствоведения, Национальная музыкальная академия Украины.
— Событие является огромным достижением всех людей, которые смогли своей страстью и профессиональностью воплотить актуальную цель, — вернуть к жизни произведения и фигуры украинской культуры, которые позволяют нам самим переосмыслить свою идентичность, вписать себя как нацию, как государство в мировой культурный контекст, — подчеркнул Владимир ШЕЙКО, генеральный директор Украинского института.