В этом году Украина имеет все шансы стать первой страной, к которой могут быть применены международные санкции сторон Орхусской конвенции. Такая же судьба может постигнуть нас и относительно конвенции Эспо. Ведь Закон «О регуляции градостроительной деятельности», принятый в декабре 2011 года, вопреки позиции Минприроды и экологической общественности, ликвидировал экологическую экспертизу.
Почему это так важно для Украины? Потому что международные конвенции касаются двух важных пунктов, без которых невозможно развивать надлежащее экологическое управление в стране, а именно: доступ общественности к экологической информации и оценки влияния на природную среду.
Согласно данным исследования «В направлении надлежащего экологического управления в странах Восточного партнерства (Азербайджан, Беларусь, Армения, Грузия, Молдова и Украина)» (доступно по адресу www.mama-86.org.ua/files/assessment-of-ep-rus.pdf), проведенного ведущими экспертами по вопросам экологической политики под руководством ВЕГО «МАМА-86», Украина занимает третье место из шести по проведению реформ, касающихся необходимого экологического управления. Среди основных проблем, мешающих Украине занимать лидирующие позиции в регионе, — ограниченный доступ общественности к экологической информации, фактическое отсутствие оценки влияния на природную среду и так называемая административная реформа, которая еще больше ослабила позиции и без того достаточно слабого Министерства охраны окружающей природной среды Украины.
После принятия Украиной Орхусской конвенции, которая предусматривает открытый доступ общественности к экологической информации, в частности предоставление возможности влиять на решения относительно сооружения экологически опасных объектов, были приняты акты, предполагающие воплощение положений конвенции. Однако данных изменений оказалось недостаточно, и на практике граждане в основном не имеют возможности воспользоваться правом свободного доступа к экологической информации. Таким образом, Украину уже трижды признавали страной, которая нарушает конвенцию. Как отмечает эксперт МБО «Экология-Право-Человек» Ольга Мелень, регулярное невыполнение конвенции может закончиться для Украины самой серьезной санкцией — приостановкой прав и привилегий как стороны конвенции. Это больше политическое решение, направленное во вред имиджу и авторитету страны, и не ведет к финансовым санкциям. Однако прецедентов применения таких санкций к государствам-сторонам конвенций на международном уровне почти не существует, потому Украина имеет все шансы стать здесь «пионером».
Главная проблема в этой сфере связана с принятием в декабре 2011 г. Закона «О регуляции градостроительной деятельности». Как отмечает Наталия Андрусевич, эксперт РАЦ «Общество и окружающая среда», «главным следствием данного закона является отмена института государственной экологической экспертизы. Ранее каждый проект строительства (либо мусоросжигательного завода, либо шоссе) подлежал государственной экологической экспертизе и не мог быть реализован без ее положительного заключения. Сегодня же в Украине эти и другие объекты сооружаются без экологической экспертизы! В среднем ежегодно проводилось около 6 000 таких экспертиз. Поэтому можно допустить, что за год без экспертизы было построено такое же количество объектов, негативное влияние которых на окружающую среду и здоровье людей может проявиться лишь со временем».
Анна ГОЛУБОВСКАЯ-ОНИСИМОВА, председатель правления ВЕГО «МАМА-86», предупреждает о том, что «сегодня мы можем столкнуться со случаями, когда без экологической экспертизы будут строить мусоросжигательные заводы в пределах города! А это значит, что в воздух могут попасть чрезвычайно вредные токсичные вещества (диоксины, фураны), которые не имеют запаха, однако легко распространяются на большие расстояния и накапливаются в жировых тканях людей и животных. Последствиями этого для всех живых организмов могут быть тяжелые расстройства разных видов, в частности репродуктивной функции, эндокринной системы, к тому же диоксины могут убивать младенцев, попадая в их организм с молоком матери».
В то же время Владимир БИЛОКОНЬ, заместитель директора Департамента государственной экологической политики и международной деятельности Минприроды подчеркивает, «что ликвидация экологической экспертизы — это болезненный вопрос, потому в настоящий момент разрабатывают новый закон, который будет оценивать влияние на окружающую среду. Но есть понимание того, что до 1 апреля мы не успеем, и к Украине могут быть применены санкции ООН».
Ликвидируя институт экологической экспертизы, Украина непосредственно нарушает другую международную конвенцию Эспо, по которой нас также могут постигнуть международные санкции. В частности, этим может активно спекулировать Румыния, неудовлетворенная строительством и функционированием канала Дунай-Черное море на украинской части дельты Дуная.
ВМЕСТО ВЫВОДА
Важность проведения реформ относительно надлежащего экологического управления связана не только с возможными международными санкциями. Это — насущный государственный вопрос, который помогает достигать высоких результатов по разным экологическим показателям, важным для страны.
Так, согласно исследованиям эксперта Ольги Кравец, в нашей стране по сравнению с ЕС все еще не уменьшается, а увеличивается количество выбросов диоксида углерода на человека, использование пресной воды, сокращение расходов на охрану окружающей среды и многое другое (исследование показано на графике. — Ред.).
Поэтому Украина в формировании экологической политики демонстрирует достаточно оригинальный подход. Или, к сожалению, скорее, его отсутствие.
СПРАВКА «Дня»
Орхусская конвенция — конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. Она вступила в силу 30 октября 2001 года.
Украина подписала Орхусскую конвенцию 25 июня 1998 года, а Верховная Рада Украины ратифицировала ее 6 июля 1999 года
Конвенция Эспо — это короткое название Конвенции об оценке влияния на окружающую среду в трансграничном контексте. Она была подписана в городе Эспо (Финляндия) в 1991 году.
Конвенция Эспо — международный договор, который обязывает государства проводить оценку влияния на окружающую среду коммерческих проектов в случае, когда такие проекты могут повлиять на окружающую среду другого государства.