Национальная идея свидетельствует об амбициях данного государства (или об их отсутствии), о том, чем данное государство может быть интересным мировому содружеству. Оно выступает главной несущей конструкцией, на которой формируется модель государства — виденье Украины в будущем. Эти два компонента представляют собой стратегию развития страны на далекую перспективу, определяют направление ее развития. Его должны придерживаться, ему должны отвечать конкретные действия государственных органов, хозяйничающих субъектов, общественных организаций. У нас отсутствует национальная идея и модель государства, следовательно — трудно сформировать стратегию. Но и Кабинет министров, и министерства составляют планы, отдельные секторные планы даже называются «государственной стратегией развития определенной отрасли на определенный период». Все это вместе и называют государственной стратегией. Оно и логично. Если нет действительной, научно обоснованной стратегии, то что-то же нужно называть стратегией. И решение текущих дел, то есть тактику, назвали стратегией. Часто вспоминают: «как корабль назовешь, так он и поплывет». И куда же мы приплыли — без национальной идеи, без моделирования государства?
Уже вспоминались слова китайского философа Сунь Цзи: «Тактика без стратегии — это просто суматоха перед поражением». Мудрость этого тезиса мы наблюдаем на примере Украины. Украина перешла из категории среднеразвитых стран в категорию стран третьего мира: депопуляция, массовая эмиграция населения, невозможность обеспечить приличный уровень жизни, отсутствие украинской высокотехнологической продукции на мировых рынках. Мы не называем вещи своими именами: стагнацию (3% роста ВВП в год) мы называем прогрессом.
Хотелось бы надеяться, что новая президентская команда найдет время для рассмотрения вместе с научными работниками, экспертами реального состояния Украины и определения необходимых компонентов «формулы успешной страны». Тогда тактика в виде государственной политики обретет четкую ориентацию, направленность, осмысленность и станет частью стратегии. И это позволит нам избежать предсказания Сунь Цзи.
Сама же государственная политика сможет обрести не хаотическое, стихийное, несистемное содержание, а будет представлять собой комплекс целей, мероприятий, направленных на реализацию национальной идеи. Необходимость системного подхода к развитию страны отмечают как теоретики, так и практики. Как свидетельство этого — появление проекта концепции Экономической конституции страны как важной составной модели государства; «Налоговый кодекс развития» разработан Украинским советом бизнеса; «План обороны государства» предложен первым заместителем министра обороны Украины И. Руснаком. Об этом говорит и выступление президента В.Зеленского на встрече с бизнесменами Украины («День», 22.06.2019), при всей неоднозначности отдельных его тезисов (снятие моратория на землю, государство в смартфоне, «за 3—4 года к Украине должна выстроиться очередь из инвесторов»).
Системность в государственной политике (тактике) должна начаться с определения ее целей, которые должны вытекать из стратегии: какое же государство, какую его модель, в конечном итоге, мы хотим построить? Одного заявления о «эффективном государстве» маловато. Трудно говорить об осознанных целях, когда нет осознанной цели. Все говорят о 6—7 % роста ВВП в год, чтобы, как минимум, спустя некоторое время догнать Польшу. Догнать в чем? И почему только Польшу? При таких процентах мы будем выплавлять больше стали, будем строить больше автомобилей или самолетов, кораблей, выпускать больше тканей, обуви, собственных телевизоров или еще чего-то? Это очень поразит мир? А рынок пустоты не терпит. Все эти ниши, где мы уверенно чувствовали себя в начале 90-х прошлого века, уже заняты теми, кто сумел вовремя «застолбить» их. И не нужно тешить себя иллюзиями, что мы сможем кого-то вытеснить на рынке, возродив разрушенные на сегодня отрасли экономики. Никто не уступит нам место только потому, что мы украинцы. События в ПАСЕ это хорошо иллюстрируют: страны Европы, руководствуясь европейскими ценностями, защищают, в первую очередь, свои национальные интересы. Рынок слезам не верит и не терпит слюнтяйства и слабаков. Это — если о рынке. Именно он, выполнив свою историческую миссию, провоцирует все растущее социальное неравенство в мире. Прибыль, деньги, как главные его направляющие развития на сегодня, только стимулируют социальные взрывы в мире. Человечество стоит на пороге цивилизационных изменений как условия существования человечества вообще.
Украина не по своей воле оказалась в их эпицентре: или мы станем частью того мира, который пытается выстроить Путин и компания, или мы сможем предложить миру новую философию развития, новую философию существования государства. Государства, общества, где критерием развития будет Человек, а целью экономики будет развитие богатства человеческой личности, ее креативного потенциала. У нас есть шанс. У нас всегда есть шанс.
Модель догоняющего развития заведет нас в тупик. Нужен именно «квантовый прыжок», прыжок в общество с абсолютно новыми критериями развития. Такие критерии есть. Индекс человеческого развития ООН, как наиболее обобщающий показатель уровня развития страны, на первое место ставит продолжительность жизни, то есть здоровье человека. Этот критерий может быть воспринятым и понятным всеми — от Ужгорода до Харькова, пенсионера и миллионера, регионала и националиста. Он может стать основой объединительной национальной идеи. Как один из вариантов национальной идеи; например, «украинцы — наиболее здоровая нация в мире». Отсюда могут вытекать цели и приоритеты развития. Этот показатель отвечает главному глобальному тренду, который становится определяющим при анализе результатов развития и государства, и частной структуры — улучшения качества жизни. Напомню, составляющие здоровья и какое отношение они имеют к стратегии развития государства («День» № 5,15.01.2014).
Первое: качество воды — основа существования человека как биологического существа. Качество воды в малых реках Украины, в прудах и озерах, в искусственных морях, спасение Днепра. Соблюдение Водного кодекса Украины. И, конечно, качество питьевой воды в наших кранах. Напомню мнение футурологов: если и будет ІІІ мировая война, она будет за воду.
Второе: качество воздуха — постепенный переход на электротранспорт, жесткий контроль работы промышленных предприятий, сохранение и расширение лесов как источника кислорода (лесистость Украины — 16% при необходимом международном минимуме 20%). Соблюдение Лесного кодекса.
Третье: качество питания. Возвращение к государственным стандартам продуктов питания, или стандартам Европейского союза. Стимулирование органического земледелия.
Четвертое: здоровый образ жизни. Запрещение рекламы алкоголя и табака. Введение культа здорового тела. Массовое развитие физкультуры и спорта, особенно в школах и вузах.
Пятое: передовая медицина. Постепенный переход к новой философии здравоохранения: не столько лечить больных, сколько не допускать заболевания здоровых, то есть к профилактической медицине. Введение генетической карточки новорожденного. Постепенный переход к страховой медицине.
Указанное может быть реализованным лишь при условии соответствующего развития образования, науки и культуры, которые в свою очередь становятся целями государственной политики.
На базе целей формируются приоритеты политики на данный момент. Количество целей всегда является значительным. Они не могут решаться одновременно. Формируется определенная последовательность в их решении, определенная иерархия целей. Приоритет и является особенным видом иерархии, когда определенной цели предоставляют преимущество в сравнении с другими. Признание преимуществ диктуется и политической целесообразностью, и требованиями общественности, а также текущим моментом и результатами формального анализа (Лучик В.Е., Подольский аграрно-технический университет). Совокупность приоритетов должна отвечать национальной идее и модели государства.
Как пример взят один из вариантов национальной идеи. Другое ее определение будет менять набор, структуру целей и, соответственно, структуру приоритетов. Национальная идея «садок вишневий коло хати...» («День» № 42—43, 6.03.2019) будет требовать другой структуры целей и приоритетов. Например, одним из приоритетов могло бы быть сохранение украинского села как основы украинской идентичности. В любом варианте эффективность избранных приоритетов зависит от их восприятия населением:
• насколько они соответствуют устоявшимся в обществе нормам;
• насколько учитывается политический расклад сил, состояние социальной структуры общества на данном этапе развития, а также состояние институционного порядка;
• учитывается ли фактор времени: после максимального доверия электората (население) наступает спад;
• учитываются ли особенности природы человека, в том числе особенности менталитета людей разных регионов.
На формирование государственной политики влияют и так называемые форс-мажорные обстоятельства. Агрессия России на востоке Украины, оккупация Крыма принципиально меняют государственную политику: не решив целый ряд проблем в мирных условиях, мы вынуждены теперь решать их в условиях войны. Это налагает особенно высокие требования на руководство государства. Кроме того, условия войны должны сформировать отдельное направление государственной политики и отдельные ее институты. Война же выдвигает на первое место среди целей — достижение мира как условия полноценного развития государства. События в ПАСЕ также могут изменить акценты во внешней политике государства: больше внимания уделять восточному и южному ее векторам — Китай, Индия, «моя» Африка.
При выборе приоритетов следует учитывать и глобальные тренды — или в условиях глобализации, или в условиях регионализации (что приобретает все больший вес ), которые так или иначе влияют на внутреннюю и внешнюю политику страны:
• климатические изменения и их влияние на текущую и перспективную внутреннюю политику;
• международный терроризм;
• миграционные процессы;
• распространение ядерного оружия и тому подобное.
Мировые процессы дают много информации для ее использования при формировании государственной политики; особенно при выборе метода управления государственной политикой. Для анализа историй успеха быстрого стабильного роста Всемирный Банк в 2006 году создал специальную Комиссию по росту и развитию во главе с Нобелевским лауреатом (2001 год) Майклом Спенсом. Изучив опыт 13 абсолютно разных, но успешных стран, они обнаружили пять общих для них моментов:
• они полностью использовали преимущества мировой экономики;
• они поддерживали макроэкономическую стабильность;
• они добились высокого уровня сбережений и инвестиций;
• они позволили рынку управлять ресурсами;
• они имели преданные идеи, убедительные правительства, которые пользовались доверием.
Общей чертой этих правительств, от коммунистов и националистов до монархии, является их направленность на национальные интересы и отсутствие клептократии. То есть, форма власти, идеология не является определяющей для экономического роста. Это важный для нас вывод в то время, когда уже дискутируются страхи относительно возможной монополизации власти партией «Слуга народа».
При реализации государственной политики используется стандартный набор инструментов — налоги, трансферы, масса денег, инфляция, пошлина, квоты, тарифы и тому подобное. Но это — технические инструменты. Главный же «инструмент» реализации государственной стратегии — это люди, профессионалы и патриоты. Старый советский тезис «кадры решают все» абсолютно справедлив и для нас, и не подлежит декоммунизации. Кадры — это и те, кто на разных ступенях власти вырабатывает и принимает определенные решения. Мы их называем «политической элитой». И не столько по уровню интеллекта, а по статусу. От качества политической элиты зависит будущее страны, что подтверждает упоминавшееся исследование Всемирного Банка. Но это уже тема отдельного разговора.
Термин «государственная политика» предусматривает особенную роль государства в определенных направлениях развития и его реализации. Она должна отвечать не столько модным западным теориям, сколько реалиям страны, которая находится на переходном этапе развития, на этапе становления государства, а особенно — в состоянии войны.
Государственная политика — это сложный синтез личных, коллективных и общественных (общенациональных) интересов, внутренних и внешних факторов, желаемого и реального. В ней задействованы все социальные науки: они помогают формированию государственной политики, ее реализации, или корректируют ее, когда она начинает противоречить национальной идее или противоречит объективным экономическим законам.
Государственная политика — сложная работа, которая требует высокого профессионализма. Работа президента в Украине напоминает работу дирижера большого академического ансамбля народных инструментов. Где-то сидит гармошка с баяном, где-то домра с басами, рядом бандура с балалайкой, в центре — тонкие скрипки с альтами и арфами, а позади — барабаны с бубнами и трембитами. И всю эту какофонию возможностей и звуков нужно превратить в единую симфонию, которая бы радовала душу и сердце. Да еще и старые музыканты покидают сцену. Мы, не только как зрители, но и как участники, заинтересованы в том, чтобы у него все сложилось как можно лучше.