Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Газовые войны: вместо эпилога

Остается ровно полгода до окончания контракта на транзит российского газа по территории Украины
4 июля, 2019 - 10:23

В конце июня ситуация по этому вопросу и непосредственно связанным с ним перипетиям вокруг строительства газопровода «Северный поток-2» опять привлекла серьезное внимание. Опишу основные новости последней недели июня, связанные с этим контекстом.

26 июня комитет по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США единогласно одобрил санкции против «Северного потока-2» и «Турецкого потока». Теперь документ передан в Палату представителей. Напомню, в мае Конгрессом был принят «Акт о защите энергетической безопасности Европы» Protecting Europe’s Energy Security Act of 2019, который позволяет ввести санкции против физических лиц и компаний, которые предоставляют трубоукладывающие судна для строительства российских экспортных газопроводов на глубине моря более 100 футов. Фактически законопроект направлен против проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Конечно, переданный в Палату представителей проект еще должен быть одобрен там, а еще нужно получить одобрение Сената и президента США, чтобы стать законом. Однако главное, что процесс введения этих санкций запущен процедурно. А американские законодатели умеют доводить дело до логического завершения.

Если кто-то считает, что президент Д.Трамп может стать препятствием в этом вопросе, спешу успокоить: глава США неуклонно реализовывает намерение организовать поставки американского сжиженного газа в Европу. Об этом свидетельствуют, в частности, и решение Польши и Германии строить у себя терминалы для приема и разжижения американского газа, принятые сразу после встреч руководителей этих стран с Трампом.

28 июня компания-оператор Nord Stream 2 AG отзозвала свою заявку на прокладывание газопровода «Северный поток-2» через территориальные воды Дании https://www.nord-stream2.com/ .../nord-stream-2-zieht-den-2017... 130 /. Причина в том, что, как сказал глава Nord Stream 2 AG М.Варниг, компания считает себя обязанной сделать такой шаг, поскольку за два года, которые прошли после подачи заявки, «правительство Дании не продемонстрировало никаких признаков к принятию решения». Кажется, можно утверждать: до конца текущего года, как было запланировано, «Северный поток-2» построен не будет. Кстати, только лишь прокладки трубы было бы недостаточно для его полноценного введения в эксплуатацию — необходимы пусконаладочные работы, тестовые прокачки и пр. В целом уже весной было понятно, что желание руководителей России и «Газпрома» прекратить транзит природного газа через Украину, начиная с 2020 года, невыполнимо.

Также 28 июня состоялось собрание акционеров «Газпрома». На нем было заявлено, что «Газпром» планирует до конца этого года закачать в подземные газовые хранилища в Европе 11,4 млрд куб. м газа. Это более чем в два раза больше, нежели было закачано до конца 2018 года. Почему? Ответ очевиден: «Газпром» готовится к тому, что контракт на транзит газа через территорию Украины до 31 декабря 2019 года заключен не будет, потому создаются предпосылки для очередной «газовой войны».

Если Украина поднимет брошенную перчатку и ответит на вызов, то вряд ли «Газпром» сможет далее, чем до начала февраля, позволить себе не напрягаться относительно нового транзитного договора. И, если нам хватит выдержки и дипломатической ловкости продержаться до того момента, то на переговорах о заключении транзитного договора козыри будут в руках у украинской стороны. Конечно, европейцы будут давить, но на обе стороны — как на Украину, так и на Россию. Но нам нужно уметь выдерживать и давление европейских партнеров

Ключевым элементом будет прекращение транзита газа через нашу страну с целью шантажа Европы и Украины — надеясь, что европейцы заставят руководство Украины подписать новый транзитный договор на выгодных России условиях. Украина предлагает десятилетний договор с установлением ежегодного объема транзита в 60 млрд куб. м. Очевидно, что Россию это категорически не устраивает — в ее интересах краткосрочный договор (вряд ли более чем на 2 года), который завершит свое действие после полного введения в эксплуатацию «Северного потока-2» (проект «Турецкий поток» я сознательно «выношу за скобки», поскольку он полностью стал заложником диаметрально противоположных интересов Турции и России в Сирии, и в досягаемом будущем вряд ли эти расхождения будут сняты).

К слабым сторонам позиции нашей страны я бы отнес организационную непоследовательность, которая может вызывать негативную реакцию европейских партнеров. С одной стороны, было решение Кабмина от 22 мая, согласно которому газотранспортная система будет выделена из «Нефтегаза Украины» по модели ownership unbundling, хотя сам «Нефтегаз» хотел сохранить ГТС под своим контролем, но на балансе отдельной структуры. А 11 июня Кабмин сделал шаг в обратном направлении, передав предприятие «Магистральные трубопроводы Украины» (оно является оператором ГТС) в управление «Нефтегаза» до начала 2020 года. Нужно сказать, что такое мероприятие критиковалась Еврокомиссией и секретариатом Европейского Энергосодружества как нарушающее принцип разделения видов деятельности. В ответ на это руководство «Нефтегаза» неоднократно заявляло, что не может передать ГТС до окончания контракта с «Газпромом», поскольку тогда компания потеряет возможность его выполнять.

Очевидно, именно в результате решения Кабмина от 11 июня и появилось предложение «Газпрома» от «Нефтегаза» о заключении договора на своп газа вместо транзитного контракта. Суть свопа в данном случае заключается в том, что «Нефтегаз» покупает предназначенные для поставки в Европу объемы газа на восточной границе Украины и продает обратно на западной границе дороже. Маржа соглашений является аналогом платы за транзит. Глава «Газпрома» О.Миллер ответил, заявив, что не рассматривает предложение о свопе всерьез. Причину он не объяснил, но вероятно, руководство «Газпрома» понимает, что своп — это совсем другие методики и расчеты, и потому настаивает на давно отработанной и понятной ему методике транзита.

Кстати, и позиция для информационного освещения вопроса не выглядит хорошей для Украины — предложенная схема свопа говорит о намерении «Нефтегаза Украины» остаться в транзитном бизнесе, в то время как европейское законодательство недвусмысленно указывает на необходимость выделить из компании газотранспортную систему.

Но вернемся к возможной газовой войне. Запланированые «Газпромом» 11,4 млрд куб. м газа для закачивания в европейские ПХГ — это не такой уж большой объем, чтобы быть уверенным в победе. Допустимо, что транзитный договор не будет заключен до 31 декабря 2019 года и вместе с новогодними праздниками начнется «газовая война». В таком случае «Газпрому» придется из этих ПХГ продавать газ европейским потребителям в объеме 5,5—6 млрд куб. м в месяц. Учтем, что газ в ПХГ является еще и технологическим, физически обеспечивает возможность сглаживать пики потребления, которые зимой могут возникать из-за резких похолоданий, потому отбирать весь газ из ПХГ «Газпром» не будет. Следовательно, в лучшем случае «Газпром» сможет выполнять свои обязательства перед европейскими потребителями за счет ранее закачанного в ПХГ газа до конца февраля. То есть, если Украина поднимет брошенную перчатку и ответит на вызов, то вряд ли «Газпром» сможет далее, чем до начала февраля, позволить себе не напрягаться относительно нового транзитного договора. И, если нам хватит выдержки и дипломатической ловкости продержаться до того момента, то на переговорах о заключении транзитного договора козыри будут в руках у украинской стороны. Конечно, европейцы будут давить, но на обе стороны — как на Украину, так и на Россию. Но нам нужно уметь выдерживать и давление европейских партнеров.

Скорее всего, тут включится Трамп, который с примерами на руках расскажет, почему США выступают против «Северного потока-2». У него будет повод привести вот эту свою же цитату: «Именно я поднял проблему с трубопроводом «Северный поток — 2». Вы знаете, этот газ идет в Германию. Мы защищаем Германию от России. А Россия получает миллиарды долларов из Германии. Это действительно делает Германию заложником России, если когда-либо случится что-то плохое»... Кажется, поддержка нашего ключевого внешнеполитического партнера в данном случае будет очень уместной.

Судя по поведению «Газпрома», там считают, что «Нефтегаз Украины» и власть Украины в этой игре нервов вынуждены будут пойти на уступки. Но как только объем поступлений газа от «Газпрома» начнет падать и европейцам придется думать, где брать газ, которого недостает, «Газпрому» будет очень нелегко подтверждать свою надежность как поставщика газа. Как бы то ни было, но до конца этого  — начала следующего года ситуация может резко обостриться. На что и намекнул глава «Газпрома» Миллер, отвечая 28 июня на пресс-конференции на вопрос, если до окончания действующего контракта о новом договориться не удастся, он сказал, что тогда 1 января «будет весело».

Богдан ДАНИЛИШИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ