В ноябре 2008 десять пакистанских боевиков исламистской группировки Лашкар-е-Тайба провели серию из двенадцати скоординированных атак в Мумбаи в Индии. Нападения, в результате которых погибли 195 и были ранены не менее 300 человек, длились 4 дня подряд. Наибольшее число жертв было в отеле «Тадж-Махал».
Как снимать о теракте?
Есть отработанная жанровая схема: безжалостные террористы, безропотные жертвы, смельчак или несколько смельчаков, как правило, американского происхождения, которые дают отпор и всех спасают.
Австралийский режиссер Энтони МАРАС в «Отели Мумбаи» пошел путем, более близким к реальности.
Он почти в равных пропорциях показывает и террористов, и жертв. Он помнит, что ужаснейшие преступления совершают не условные киношные монстры, а люди. Конкретные молодые люди, подшучивающие друг над другом, имеющие любящих родителей, способные чувствовать боль и отчаяние, иногда даже что-то вроде милосердия — и при этом пребывающие в абсолютном ослеплении, полностью обманутые, с промытыми мозгами, готовые всадить пулю в беззащитную женщину в следующее мгновение после меткой остроты. «Гуманизируя» убийц таким образом, Марас не призывает к сочувствию — напротив, от осознания их обычности и близости к нам становится еще хуже.
Что касается героев в прямом смысле слова, то и здесь есть верные решения. Конечно, одним из центральных персонажей является американец, женатый на мусульманке; нашлось место и для крутого нравом россиянина, бывшего спецназовца, прошедшего Афганистан (естественно). И все же главными спасителями становятся шеф-повар — индус Хемант Оберой (звезда Болливуда Анупам КХЕР) и официант-сикх Аржун (Дев ПАТЕЛЬ, известный по главной роли в «Миллионере из трущоб» Дэнни БОЙЛА). Они, а также их коллеги из персонала отеля действуют в соответствии с твердым убеждением: гость — это Бог. Успокаивают как могут, придумывают пути выхода, рискуют своими жизнями.
В целом, Масар, восстановив интерьеры «Тадж-Махал» в павильоне в Австралии, достиг в них высочайшей драматургической достоверности. Группы дезориентированных людей, мечущиеся по коридорам и лестницам, убийцы с автоматами, которые надвигаются с неотвратимостью ночного кошмара, испуганный ребенок, чей плач может выдать всех, практически бесполезная полиция, пламя и дым — все это суммируется в том благословенном напряжении, когда наклоняешься вперед в кресле, вцепляешься в подлокотники. Простые средства, сильный результат.
О самых жутких трагедиях можно снимать увлекательно, страшно и без надрыва. Не греша ни против этики, ни против эстетики.
Хорошо бы, если бы наши режиссеры когда-нибудь усвоили этот урок.