В этом спектакле состоялось два дебюта. Киевский режиссерский дебют Игоря Николаева, актера Театра на Подоле, который представил свое прочтение на сцене Национальной оперетты популярной пьесы современного драматурга сценариста и прозаика Родиона Билецкого «Звук сзади самолета, или Разговор, которого не было». Подчеркиваю, что в настоящее время именно киевский дебют состоялся, потому что в 2017 году это произведение Игорь ставил на Малой сцене Ривненского академического украинского музыкально-драматического театра (Николаев в 2006 году окончил режиссерское отделение Ривненского государственного гуманитарного университета, с 2005 по 2018 г. работал актером в Ривненском муздрамтеатре. В настоящее время он в штате Театра на Подоле, а в Оперетте как приглашенный артист играет Шута в мюзикле «Белая ворона». — Т.П.). Второй дебют как драматического актера состоялся у хориста Национальной оперетты Валентина Котенко в роли Героя. Его партнером в постановке выступил Максим Булгаков, которого театралы больше знают как хореографа, солиста-танцовщика, но в его творческой наработке также актерские и режиссерские работы. В «Разговоре...» он не только создал образ Игоря, но и убедительно играет несколько характерных персонажей во время путешествия друзей по... «волнам памяти».
История начинается с того, что молодой мужчина (лет 30) попадает в... реанимацию. У Героя останавливается сердце. И именно во время клинической смерти к нему приходит его друг Игорь, который внезапно умер от передозировки наркотиками. Между ними происходит разговор, во время которого мужчины вспоминают свою жизнь: от знакомства в школе и до последнего телефонного звонка. Это последнее воспоминание — лучший день в их жизни: когда они сидят на детских качелях, рассуждая, что же такое счастье: «Это когда ты долго хотел чихнуть, но не мог, а затем все-таки смог», — заверяют друг друга ребята.
Этот спектакль, о настоящей мужской дружбе и о любви к жизни. О том, что нужно уметь дорожить временем, не забывать о разных моментах (светлых, смешных, даже трагических). А еще о том, что наркотики разрушают судьбы и укорачивают жизнь всех, кто попался в тиски этой заразы, и смерти безразлично, что ты раньше был красивым, успешным, ведь приходит мгновение — и тебе уже тяжело даже трубку держать в руках, которые дрожат... Свою постановку Николаев посвятил другу еще со школы и студенческих лет, с которым они играли вместе в театре — Александру Терехову, который умер из-за алкогольной зависимости... Театралы могут вспомнить аншлаговую постановку в 2012 г. мастерской «Сузір’я», когда к пьесе Р. Белецкого обратилась молодой режиссер Виктория Филончук и привлекла двух актеров ТЮЗа на Липках — Александра Чмыхалова и Павла Кильницкого. Но спектакль сняли с репертуара, потому что Александр 17 августа 2015-го покончил с собой из-за несчастливой любви и умер, когда ему было 28 лет...
Кстати, в этом году в марте в Театре на Подоле, в Зале имени И.Славинского показывали ривненскую версию «Разговора, которого не было», где Игорь Николаев сыграл роль Героя, а Олег Ягелюк выступил в образе Игоря. Критика очень тепло восприняла спектакль, и тогда возникла идея, чтобы эта постановка появилась в столичной афише. В настоящее время планы превратились в жизнь — а «Сцена 77» Оперетты стала площадкой, где ведется откровенный разговор о том, что губит людей в расцвете сил. У Николаева получилось живая, совершенно не депрессивная постановка, хотя сложная и болезненная тема настоящего в ней поднята.
— Мы пытались выйти на позитив и находить свет в конце тоннеля, — сознается режиссер. — Пьеса Родиона Белецкого понятна не только молодежи, но и людям разного возраста. «Искушения» — алкоголь, наркотики, к сожалению, — это наше настоящее и не нужно закрывать глаза, что этой проблемы нет. Когда спектакль рождался, я думал, что он будет ориентирован на молодежь, а после премьеры понял, что тема болезненна и для людей среднего, и даже старшего возраста. Бывают моменты, когда, в той или другой ипостаси, мы сталкиваемся с пьянством или наркоманами. В пьесе честно рассказано о дискотеках, знакомствах, жизненных искушениях и вызовах. В киевской постановке я использую сценографию Аллы Локтионовой, которую она предложила для ривненского театра, и прибавил еще свои вкрапления.
На сцене фактически нет декораций. Лишь отдельные детали — гитара, миски, очки с усами, телефонные трубки, пистолеты для игр в пейнтбол, больничная койка. Этот минимализм подчеркивает то, что после смерти в вечность с собой ничего не возьмешь. Лишь поступки и воспоминания. Это правдивая история о двух мужчинах, которые делают переоценку ценностей своей жизни. Надеюсь, что зрители много чего для себя поймут и не будут делать ошибок, которые делали наши герои.
Актеры Валентин Котенко и Максим Булгаков играют ярко, смешно, драйвово, пластично и проницательно о том, что главное условие для встречи друзей — не «где», а «когда»! Мы знаем, что когда-то умрем, но живем так, как будто бессмертны. Не находим время, чтобы поговорить по душам с близкими. А в этой истории оказалось, что для того, чтобы поговорить, Герою нужно было самому очутиться в... реанимации, и только тогда вместе с Игорем вспоминать дорогие сердцу подробности дружбы, веселые и грустные, мгновения, которые согревают сердца...