В Великобритании, как и ожидалось, новым лидером Консервативной партии и, соответственно, главой правительства стал прежний мэр Лондона, экс-министр иностранных дел Борис Джонсон, который победил действующего главу внешнеполитического ведомства Джереми Ханта. Отметим, что голосование по избранию лидера партии длилось месяц и завершилось вечером в прошлый понедельник. А во вторник были объявлены результаты голосования, согласно которым за Джонсона проголосовало свыше 92 тысяч из 160 тысяч членов Консервативной партии.
Борис Джонсон официально вступил в должность премьер-министра в среду днем, заменив Терезу Мэй, которая ушла в отставку из-за того, что не смогла заставить парламент ратифицировать соглашение относительно Brexit.
Нужно отметить, что Джонсон ушел в отставку с поста министра иностранных дел год назад по причине несогласия со стратегией Мэй относительно Brexit. Он неоднократно обещал вывести Британию из ЕС 31 октября с соглашением или без него.
Также именно он пообещал после объявления результатов: «Я считаю, мы знаем, что мы можем это сделать, и люди этой страны доверяют нам, чтобы мы это сделали, и мы знаем, что мы это сделаем». Он также прибавил, что для него главная задача — осуществить Брекзит до 31 октября, объединить страну и победить Джереми Корбина.
Джонсон также поблагодарил Терезу Мэй, которая утром в среду официально подала королеве просьбу об отставке, за ее «чрезвычайную службу своей партии и своей стране» и перечислил ряд ее реформ.
Со своей стороны, Мэй поздравила Джонсона с его победой, отметив, что страна должна «реализовать Брекзит, который будет работать на всю Великобританию и не допустить Джереми Корбина к руководству правительством». При этом она пообещала Джонсону, что будет полностью поддерживать его из задних скамей в парламенте.
Руководитель ЕС по вопросам переговоров Brexit Мишель Барнье заявил, что его команда с нетерпением ожидает «конструктивной работы» с Джонсоном после того, как он станет премьер-министром.
Между тем лидер лейбористов Джереми Корбин призывал к всеобщим выборам, заявив, что Джонсон не «получил поддержку нашей страны».
Ожидаемым было приветствие от президента США Дональда Трампа, который написал в Twitter: «Поздравдяю Бориса Джонсона с избранием на должность нового премьер-министра Соединенного Королевства. Он будет классным!»
Президент Украины Владимир Зеленский в своем Twitter также поздравил Бориса Джонсона с избранием на должность премьера и «пожелал всяческого успеха на новой должности. «Я с нетерпением ожидаю нашей первой встречи и буду оставаться решительным в содействии отношениям между Украиной и Великобританией», — подчеркнул он.
А вот лидер партии Брекзита Найдж Фарадж выступил с предостережением, отметив, если не удастся осуществить Брекзит, то это будет вопросом «жизни или смерти» для Консервативной партии.
ФОТО REUTERS
«ДЖОНСОН СТАНОВИТСЯ ПРЕМЬЕРОМ В ОЧЕНЬ СЛОЖНОЕ ВРЕМЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»
«День» обратился к директору и главе украинского офиса в украинско-британском офисе Сити клуба Василию МИРОШНИЧЕНКО с просьбой прокомментировать избрание Бориса Джонсона следующим главой британского правительства и рассказать, как это может отразиться на отношениях с нашей страной.
— Нужно отметить, что Борис Джонсон всю жизнь мечтал стать премьер-министром и, наконец, к этому пришел. И для него это триумф в политической карьере.
Когда он еще был мэром Лондона, то о нем зачастую вспоминали как потенциальном премьер-министре. И прошло пять лет, когда он им стал.
Как по мне, Джонсон становится премьером в очень сложное время в Великобритании. И тема Брекзит, которая, можно сказать, погубила Терезу Мэй, остается для него главной проблемой. И более того, она должна быть решена до 31 октября.
Его позиция о том, что он будет вести переговоры с ЕС из позиции силы, заключается в том, что он говорит о жестком Брекзит, что Британия выйдет из ЕС без соглашения, которое будет иметь негативные последствия как для Британии, так и Европейского союза.
Джонсон надеется на то, что европейцы будут тогда более покладистыми, и он сможет получить лучшее соглашение выхода из ЕС, чем то, которое получила Тереза Мэй.
Я, как и много самих британцев, сомневаюсь в шансах Джонсона добиться своей цели. Ведь непосредственно позиция Франции является достаточно жесткой относительно Британии в этом вопросе. Возможно, с Германией Джонсону будет легче, но я не думаю.
Плюс к Брекзиту у Великобритании добавилась проблема Ирана из-за захвата британского танкера. Поэтому ситуация с Ираном довольно сложная.
«СЛЕДУЕТ ОЖИДАТЬ ДОСТАТОЧНО ТЕСНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЖОНСОНОМ И ПРЕЗИДЕНТОМ ТРАМПОМ»
— С другой стороны, следует ожидать довольно тесных отношений между Джонсоном и американским президентом Дональдом Трампом. Ведь оба лидера похожи в известной мере в своем поведении, эпатажности, а также супермедийности.
В этом отношении показательно поведение Джонсона на дебатах с Хантом, когда им обоим задали прямой вопрос о британском после в США, которого Лондон отзывал из-за того, что американская власть сказала, что не будет его признавать. Он в этом вопросе поступил стратегически, ушел от ответа на вопрос и не предоставил поддержки британскому послу, понимая, что от этого будет зависеть поддержка его последующих отношений с Трампом, который впечатлительный к таким вещам. Хант со своей стороны поступил в интересах государства и поддержал посла.
«ГЛАВНЫМИ ПРИОРИТЕТАМИ БУДУТ БРЕКЗИТ И ИРАН»
— Понятно, что для Джонсона главными приоритетами будут Брекзит и Иран. Но к этому добавляются еще следующие задачи, а именно необходимость переписать стратегические соглашения, которые были подписаны между ЕС и другим миром. Ведь тогда они подписывались в рамках общего союза, когда переговорная позиция Евросоюза была достаточно эффективной, когда даже речь шла о подписании соглашения о ЗСТ с Китаем. А после выхода Большая Британия не унаследует, принятые ЕС соглашения о свободной торговле с другими странами. И когда Лондон начнет переговоры с Пекином, то его переговорные позиции будут намного слабее, чем те, которые были в ЕС. Тоже самое касается других регионов: Северной Африки или Латинской Америки. То есть для их бюрократии, форин-офиса впереди много работы.
Единственное, что мне нравится в Джонсоне, это его достаточно жесткая позиция относительно России. Он ее продемонстрировал, когда был министром иностранных дел, и в принципе, можно ожидать, что он ее будет демонстрировать дальше. В этом плане Борис Джонсон на нашей стороне. Другими словами я вижу позитив избрания Джонсона в том, что он продолжит достаточно жесткую позицию относительно России.
«МЫ ТЕРЯЕМ ТАКОГО БОЛЬШОГО ПАРТНЕРА В РАМКАХ ЕС, ГДЕ БРИТАНИЯ ЗАНИМАЛА КЛЮЧЕВЫЕ ДОЛЖНОСТИ»
— Единственное, что жаль, что мы теряем такого большого партнера в рамках ЕС, где Британия занимала ключевые должности. И непосредственно в Евросоюзе их голос мы теряем. Но в принципе это страна G20, G7, член Совета Безопасности ООН. Кое-кто списывает Большую Британию, но она остается пятой экономикой мира. И это чрезвычайно мощное и влиятельное государство. И она остается такой. И она поддерживает Украину в войне с Россией.
«К ДЖОНСОНУ ДОСТАТОЧНО НЕОДНОЗНАЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ СРЕДИ КОНСЕРВАТОРОВ В ПАРЛАМЕНТЕ»
— Нужно заметить, что Борис Джонсон — очень яркая личность и может ляпнуть что-то ненужное. Или попасть в какую-то историю, а их было много, причем контроверсионных. Но возникает вопрос поддержки Джонсона консервативной партией. Так на низшем уровне за него голосовало свыше 90 тысяч партийцев. Но к Джонсону достаточно неоднозначное отношение среди консерваторов в парламенте. Одни за Брекзит, другие за то, чтобы Британия осталась в ЕС. И потому возникает вопрос, как он построит отношения в парламенте, кто займет в кабинете министров ключевые должности, чтобы двигаться дальше. Подытоживая, я считаю, что политика Лондона относительно Москвы не изменится после замены Терезы Мэй на Бориса Джонсона. Но в настоящее время британцы будут проникаться своими проблемами, и наш вопрос будет где-то ниже в списке повестки дня правительства Джонсона.
— Можно ли ожидать, что Борис Джонсон станет первым премьером, который за последних свыше 20 лет посетит с визитом Украину?
— Да, британцы нас не баловали визитами премьеров. Было бы очень хорошо, чтобы Джонсон приехал в Украину.
Конечно, хочется, чтобы в Британии наш посол был более активным. Лондон довольно уникальное место, и там должен быть человек, который понимает бизнес, инвестиции, а также может свободно и комфортно общаться.
Например, Twitter является хорошим инструментом коммуникации, чтобы было понятно, что делает посол. А здесь, честно говоря, тишина, будто что-то происходит, но взаимодействия с бизнесом могло бы быть намного больше в Лондоне.