В Доме ученых проходила выставка графических работ Юрия Иваскива. Автор — доктор технических наук, профессор Национального авиационного университета — представил публике почти 70 этюдов. Эти произведения — не просто любительские зарисовки, а результат путешествий по Советскому Союзу в течение полувека, с 1960-х по 2010-й год. Так сказать, фиксация моментов из жизни постсоветского пространства.
В конце недели Юрий Лукич позвонил по телефону в редакцию «Дня» и пригласил посетить выставку. Нас заинтриговало, как человек, который 40 лет проработал научным сотрудником Института кибернетики им. В. Глушкова НАН Украины, совместил в себе любовь к математике и искусству.
— Расскажите, пожалуйста, как кибернетик стал графиком?
— Я часто ездил в командировку на конференции, симпозиумы по всему Советскому Союзу. И вот, когда научная часть заканчивалась, я использовал свободное время для работы над этюдами. Или же пока делегация занимала свои места в автобусе, я успевал сделать зарисовки.
Также я много путешествовал с женой «автостопом». Сначала я стал туристом, а уже потом — художником. Взял себе за правило: много путешествовать и дважды не возвращаться в одно и то же место.
В конце 1960-х в Киеве проходила выставка работ художников-любителей. Я подал туда свои работы Соловецкого цикла, где изображен причал, от которого отбывает лодка и везет несчастных на Соловки. Помню, разложил я этюды перед жюри, а они говорят: «А почему все такое мрачное? У нас выставка посвящена 50-летию советской власти, и тюремные здания, может, и не возьмем». А я отвечаю: «В таком случае можно изменить название — «Архитектурные достопримечательности Севера России«». Так мы пришли к согласию. После этой выставки мне предложили учиться на вечернем отделении Киевского художественного института. На то время я уже защитил кандидатскую диссертацию и решил не размениваться, о чем сейчас очень жалею.
— Какими из представленных на выставке работ вы гордитесь больше всего?
— Это, конечно, не все картины, потому что не хватило бы стен. Здесь и Украина, и Кавказ, и Средняя Азия, и Финляндия, Прибалтика. Между тем для меня самые дорогие этюды Карпатского цикла. Помню, в свадебное путешествие с женой мы отправились именно в Карпаты. А вот Крым — грот Шаляпина и дом Максимилиана Волошина. Ну, и довольно длительное время я был на Соловках. Сначала как турист, а уже позже зарабатывал на квартиру: в составе бригады «студентов» строил жилье для местных жителей.
— Следовательно, вы хорошо знаете Соловки. «День» объявил 2012-й «Годом «Списка Сандармоха». Бесспорно, расстрелы узников на Соловках, а тогда на острове в заключении находились лучшие представители украинской интеллигенции, не являются событием прошлого, а в значительной степени влияют и на наше настоящее. Как считаете?
— Цель была какая? Украина — это кормилица. Народ мешал Сталину, ему хотелось истребить население, а земли заселить россиянами. Сандармох — реализация этого замысла. Голодомор 1932—1933 годов — геноцид украинского народа. Сандармох — тоже. Нация без интеллигенции — это уже не нация, а народ. Таким образом, Украину отбросили в развитии на многие века назад. Вообще интеллигенция, те несколько сотен расстрелянных человек, формируется в течение сотен лет, и чтобы обновить ее, нужно невероятно много времени. Я считаю, что расстрелы в Сандармохе — это не просто преступление против людей, а геноцид украинской нации. Погибли лучшие представители. Вот Лесь Курбас. Он создал на Соловках театр, там издавали газету, журнал. Такие люди там были: Михаил Драй-Хмара, Николай Зеров. Их учеником был Григорий Кочур. Я с ним много лет дружил. Бывало, спрашивал у него: «Григорий Порфирьевич, так где вы десять лет таких провели?» — «Ну, где — в Коми АРСР».— «А как же вы там не замерзли?» — «Меня согревали книжки и журналы, присланные из Украины».
Благодарю «День», что затрагиваете такие вопросы. Это прекрасная газета. Она достойна Шевченковской премии, поскольку формирует мировоззрение нации. И если бы не было газеты «День», Украина была бы другой.