Добыча — отдельно, транзит — отдельно! Уже со следующего года Украину ожидает очередная большая энергетическая реформа — так называемый анбандлинг Нефтегаза. То есть — отделение. До сих пор отечественной газотранспортной системой руководит именно эта государственная компания. Но по европейским правилам одна структура не должна владеть и добычей газа, и ее транспортировкой.
Поэтому ГТС решили отделить и уже со следующего года передать независимому оператору. Именно так работают в ЕС. Но в Украине до сих пор не определились, по какой именно модели отделять трубу.
Мнения Кабмина и Нефтегаза разошлись: правительство предлагает отдать ГТС «на правах хозяйственного ведения» созданному государством ПАТ «Магистральные газопроводы Украины». А Нефтегаз отстаивает модель независимого системного оператора на базе действующего — «Укртрансгаза». Согласно этому сценарию, новому «Оператору ГТС Украины» трубу передали бы в концессию. При этом ГТС осталась бы в госсобственности.
Специалисты отмечают, что в случае выбора неправильной модели нового оператора ГТС украинская труба рискует опустеть и потеряет миллиарды долларов. Если же реформа пройдет удачно — удастся сохранить объемы транзита и привлечь в управление трубой мощных европейских партнеров.
В Нефтегазе убеждают — их вариант реформы лучше. Потому что правительственный из-за юридических тонкостей не признают ни в ЕС, ни в России. Ведь де-факто оператор «на правах хозяйственного ведения» независимым не будет. И Газпром обязательно использует это как повод не подписывать новый контракт с Украиной по европейским стандартам. Соответственно соглашение россияне захотят заключать не на рыночных, европейских, а на своих — кабальных условиях.
«Если будет передача этой ГТС на правах хозяйственного ведения, этим обязательно воспользуется Кремль. Потому что они прекрасно понимают, что эта модель не отвечает европейскому энергетическому законодательству», — объясняет председатель Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталий Щербенко.
«И наше задание заключается в том, чтобы не дать Газпрому ни одной зацепки даже для того, чтобы сказать, что они хотят, например, подписать контракт на европейских условиях, но не могут, по той причине, что мы сами не выполняем каких-то европейских требований», — добавляет коммерческий директор НАК «Нефтегаз Украины» Юрий Витренко.
Кроме того, анбандлинг по правительственному сценарию ослабит позицию Нефтегаза в судах, уверены в национальной компании. «Нефтегаз потеряет возможность подавать в суд на Газпром на компенсацию свыше 12 млрд долларов США. Более того, есть большой риск потери доходов 2018—2019 годов от транзита, значительной суммы, миллиардов долларов. Этот риск, по моему глубокому убеждению, является неприемлемым!» — отмечает председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Андрей Коболев.
Именно поэтому в Нефтегазе предлагают собственный вариант отделения ГТС — передачу независимому системному оператору, которого уже подготовили на базе Укртрансгаза. Эта компания, в отличие от правительственного варианта, уже имеет все необходимые лицензии и квалифицированных работников. Поэтому начать работу новая структура может сразу с 1 января. Право на управление системой новому оператору предлагают передать на правах концессии. Такой вариант соответствует европейской практике и учитывает все юридические нюансы, уверены в НАКу. Однако для его реализации не хватает поддержки правительства и изменений к законодательству. В Нефтегазе ожидают, что уберечь стратегический национальный актив от упадка поможет новая Верховная Рада.
«Давайте спросим у нового парламента, готовы ли они рисковать потерей такой суммы средств, которая среди прочего будет также означать, что Газпром сможет просто отказаться от нашего транзита. Но модель, на которой настаивает в настоящий момент правительство, это — «пас» Газпрома. Это отказ от защиты интересов Украины!» — говорит Андрей Коболев.
Вопросы анбандлинга в настоящее время решают и на уровне Совета нацбезопасности и обороны. Специалисты надеются, что после формирования нового правительства Украина уже окончательно определится с моделью реформы и осенью начнет ее реализацию. Иначе с Нового года наша труба рискует опустеть.
«Анбандлинг — это стратегический национальный проект. В этом проекте нельзя допустить ошибок, которые будут стоить дестабилизации системы и прерывания транзита», — уверен временно исполняющий обязанности президента «Укртрансгаза» Сергей Алексеенко.
Чтобы не допустить остановки транзита, Украине также стоит заручиться поддержкой западных компаний, считают специалисты. В частности, допустив их к совместному управлению новым оператором ГТС. Присутствие иностранцев упростит переговоры с Газпромом и позволит сохранить объемы транзита. Сама труба при этом останется в госсобственности.
«Главная цель — продолжить транзит! Потому что сам по себе анбандлинг не имеет никакого смысла, если с 1 января 2020 года транспортировка газа через Украину не происходит, то, простите, анбандлинг вообще не имеет смысла. Ну, нечего будет анбандлить!» — объясняет генеральный директор «Центра исследований энергетики» Александр Харченко.
Возможность привлечения западных инвесторов — это еще одно преимущество Нефтегазовской модели реформы над правительственной, считают эксперты. Если все сделать правильно, у Газпрома не будет юридических оснований отказаться от европейских условий нового соглашения. И Украина будет близка к своему первому в истории рыночному контракту о снабжении газа из России, а наша ГТС наконец окончательно интегрируется в общую европейскую.
А пока Нефтегаз продолжает готовить стратегические запасы на зиму! В украинских подземных хранилищах уже накопили 16 млрд кубометров газа! Это на 3 млрд кубов, больше, чем в прошлом году. Закачка происходит рекордными темпами. Так украинские газовики готовятся к возможной энергетической блокаде со стороны Газпрома. С января Москва угрожает прекратить транзит через Украину. Это в свою очередь повлечет за собой дефицит газа в Европе, где его покупаем мы. И тогда Украине понадобится значительно больше запасов в собственных хранилищах — по меньшей мере 20 млрд кубов. Следовательно, Нефтегаз в настоящее время активно покупает топливо. Тем более летом оно дешевле.
«Август встречаем с запасами газа в ПХГ на уровне 16 млрд кубометров. На цифру, которую прогнозирует закачать НАК Нефтегаз в подземные хранилища, 20,5 млрд кубометров, мы сможем выйти в течение сентября», — прогнозирует в.и.о. президента «Укртрансгаза» Сергей Алексеенко.