В прошлую пятницу в Молдове избрали президентом 63-летного юриста Николая Тимофти. Как известно, с 2009 года парламенту страны не удавалось избрать главу государства из-за деструктивной позиции Коммунистической партии Республики Молдова, которая блокировала принятие этого решения. Поэтому сам факт положительного голосования является успехом правящего Альянса за европейскую интеграцию. Уже в начале этой недели в Кишиневе стартовал первый раунд официальных переговоров по соглашению о зоне глубокой и всеобъемлющей свободной торговли между Молдовой и Европейским Союзом. Напомним, ранее премьер-министр Молдовы Владимир Филат и комиссар Европейского Союза по вопросам торговли Карел де Гухт отметили, что соглашение о создании зоны глубокой и всеобъемлющей свободной торговли (ГВСЗТ) между Евросоюзом и Молдовой планируется подписать не позже сентября 2013 г.
Новоизбранный президент выступает за соблюдение нейтралитета республики, вывод иностранных войск и замену нынешней миротворческой операции на Днестре, осуществляемой под эгидой РФ, миссией гражданских наблюдателей под международным мандатом. В своем выступлении перед депутатами парламента Тимофти высказался также за нахождение мирного решения приднестровского конфликта политическим путем, за столом переговоров, с помощью партнеров, вовлеченных в переговорный процесс по приднестровскому урегулированию в формате 5+2 (Россия, Украина — страны-гаранты, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) — посредник, Европейский Союз и США — наблюдатели, Молдова и Приднестровье — стороны конфликта).
Тимофти при этом отметил, что решение приднестровской проблемы должно происходить исключительно в рамках нынешней конституции, которая предусматривает унитарность государства, его территориальную целостность и неделимость, а также суверенитет и независимость.
Означает ли избрание президента, что Молдове удалось избавиться от влияния коммунистов и теперь курс этой страны на евроинтеграцию будет необратимым? Удастся ли правящей коалиции подписать соглашение ГВСЗТ с ЕС до очередных выборов, которые пройдут в начале 2015 года? Об этом — в интервью «Дня» с Оазу НАНТОЙ, программным директором Института общественной политики (Кишинев):
— Наверное, все-таки Молдове не удалось избавиться от влияния коммунистов. Не следует забывать, что партия коммунистов имеет достаточно консолидированный и стабильный электорат. Другое дело, что многие говорят о том, что после избрания президента появятся перебежчики. Молдавские коммунисты сами загнали себя в тупик, утверждая о нелегитимности парламента, и уже заявили, что и президент нелегитимен. С одной стороны, все, в том числе и Виктор Янукович, поздравили Николая Тимофти с избранием, а коммунисты продолжают кричать, что он нелегитимен и они не вернутся в парламент.
Далеко не все в восторге от фронтальной конфронтации, особенно если вспомнить, что наше государство очень сильно децентрализовано и фонды распределяются центральным правительством. Поэтому сильно махать руками получается себе дороже на местном уровне. Могу только сказать, что 64 мэра, которые были избраны по спискам либерально-демократической партии на выборах 2011 года в предыдущем мандате, ранее были членами партии коммунистов. По всей видимости, ускорится эрозия, но если говорить о том, избавились ли от влияния коммунистов, то нет. И, кроме того, коммунисты будут, скорее всего, блокировать любую инициативу по изменению конституции в парламенте. Потому что изменение конституции через референдум — несерьезно. При нынешнем раскладе сил в парламенте это реализовать тоже невозможно. Поэтому, если забегать вперед, следующие выборы будут проводиться при неизменной конституции и с учетом того, что мандат нового президента — на четыре года. Остается надеяться, что после тех выборов мы сумеем изменить конституцию и добиться более предсказуемого формирования структур власти после выборов.
Для изменения конституции нужны две третьи. Если фракция коммунистов разбежится полностью и половина их перебежит на сторону Альянса, тогда теоретически возникает шанс для изменения конституции в парламенте. Если же костяк фракции сохраниться и число перебежчиков будет недостаточным, тогда они будут, скорее всего, блокировать изменение конституции. Но с политической точки зрения у коммунистов Молдовы сейчас позиции ослабли.
— Что надо сделать до очередных парламентских выборов Альянсу за европейскую интеграцию, чтобы потом заручиться еще большей поддержкой населения и чтобы курс на интеграцию в ЕС стал необратимым?
— Перед 16 марта, когда мы сумели перейти Рубикон с избранием президента, ощущения были достаточно мрачные. Большинство экспертов считали, что позиции коммунистов в обществе консолидируются не за счет того, что возрастает число их сторонников, а за счет того, что их сторонники остаются, а поддержка Альянса со стороны избирателей уменьшается. Я не уверен, что сейчас позиции Альянса очень сильны в обществе, но устранен дамоклов меч досрочных парламентских выборов. Поэтому Альянс имеет передышку на два года, чтобы попытаться как-то исправить свой имидж. Хотя не исключено еще, что в самом составе Альянса будут какие-то изменения за счет этих перебежчиков.
Что касается ожиданий молдаван от курса на евроинтеграцию, то для страны таким символическим достижением была бы либерализация визового режима. Я не знаю, как чувствуют себя украинцы, но процент тех, кто выехал за пределы Молдовы, достаточно высок. Люди унижены этими визами, и это действительно очень серьезная проблема. Если Альянс добьется либерализации визового режима, это будет таким козырем для определенного сегмента, не для пенсионеров.
Конечно, нужно подписывать соглашение об ассоциированном членстве, хотя это маловероятно, а также соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли. На совместном заседании правительства Молдовы и Румынии 3 марта было объявлено решение, что в течение этого года будет построен газопровод «Яссы — Унгень», чтобы иметь хоть какой-то козырь в переговорах с «Газпромом». Есть такие моменты и проблемы, которые не решались 20 лет, и хочется верить, что хоть что-то Альянс сумеет предложить избирателям для того, чтобы поправить свои пошатнувшиеся позиции.
— Можно ли теперь, после избрания президента, ожидать разрешения приднестровского конфликта?
— Мне трудно об этом судить. По той простой причине, что Евгений Шевчук боролся за эту должность не для того, чтобы привести ключи от Тирасполя в Кишинев. Даже если он будет значительно более открытым, чем Игорь Смирнов, вряд ли стороны сумеют добиться свободного общения людей, реализации совместных проектов. Я не вижу ответа на вопрос, как будет решен конфликт, как будет создано единое конституционное поле и так далее. Этот вопрос для меня остается открытым.
— Иногда слышны такие мнения, что теперь, избрав президента, Молдова может быстрее присоединиться к Румынии. Действительно ли существует такая угроза?
— Эту идею оглашают либо сбежавшие из сумасшедшего дома, либо профессиональные политические провокаторы. Есть же вопрос, который звучит так: как объединяться, кто будет объединять? Такой простой пример: в составе Румынии Молдова может быть только одним уездом, где будет один губернатор. А тут такая кормушка, 100 депутатов и 17 министров. Кто же свою кормушку уничтожит? К тому же Молдова имеет свою таможню.