Страна на востоке Европы живет в ожидании военной интервенции соседнего тоталитарного государства. На центральном перекрестке столицы происходит ДТП. Жертвой является известный драматург и подпольный активист. Инцидент запускает ряд событий, которые разрушают репрессивную систему.
Таков сюжет детектива-нуара «Местами туман» известного режиссера Александра Стеколенко. Сценарий фильма создается этой осенью при поддержке Украинского культурного фонда, в конце сентября состоятся также съемки видео, которое презентует мир истории и главных героев.
Говорим с Александром Стеколенко о том, почему именно такой сюжет актуален для современной Украины, как с помощью жанрового кино рассказать увлекательную историю и в каких фильмах сейчас нуждаются зрители.
— Что вы хотите сказать фильмом «Местами туман»?
— Ответ зависит от того, что вы подразумеваете под словом «сказать».
В принципе, ни одна история со времен древних греков и шумерского эпоса не сообщает никаких новых сведений о человеке.
На уровне психологии, на уровне мировосприятия мы не сообщаем ничего принципиально нового, но внешне — это захватывающая и интригующая история одного конкретного героя, который совершает свое внутреннее путешествие, который переживает трансформацию личности под воздействием обстоятельств исторического порядка.
Эта история разворачивается в сумрачной реальности нео-нуара. Действие происходит в условной социалистической стране, которая живет в ожидании военной интервенции соседнего тоталитарного государства, накануне введения военного положения. Фантасмагорическая и туманная атмосфера вызывает ассоциации с романами Франца Кафки. Неясные перспективы, общее разочарование, авторитет традиционной церкви, предапокалиптическое ощущение катастрофы и рождение революционной ситуации, — в атмосфере фильма есть аллюзии на Западную Украину 1939-го, Чехословакию 1968-го, Польшу 1980-го.
Создавая историю как антиутопию и политический детектив, я сознательно нарушаю и смешиваю традиционные конвенции жанров. Таким образом я ставлю недавнее историческое прошлое в достаточно условную среду.
— Вы рассказываете историю о духовном состоянии современной Украины / мира?
— В известной степени, безусловно, так и есть. Мир становится все более конформистским и политкорректным.
Политкорректность и конформизм идут рядом с тоталитаризмом и диктатурой. Все это намного ближе, чем кажется. Герой нашей истории, обслуживая Систему, не задавал себе неудобные вопросы. Пока цепь случайностей не привела его к необходимости сделать выбор.
В этой истории самой интересной для меня является тема борьбы героя-одиночки, который блуждает в лабиринтах тоталитарной действительности, но находит выход из нее.
В течение одной ночи главный герой, который случайно убивает выдающегося подпольного активиста, теряет все, что составляло его обычную жизнь: карьеру, родину, хорошее имя; в конце концов — сам смысл бытия. Управляемый определенным «таинственным стечением обстоятельств», главный герой подвергается необратимой трансформации, которая стирает его прошлое. К утру он возрождается как новый человек с миссией, неожиданно заменяя того, кого он случайно убил.
Главный герой входит в историю, будучи простым «человеком с улицы», который попадает в сложные, непонятные обстоятельства высшей, «исторической» логики. «Историческая» реальность выплевывает его, как крошечный винтик, который случайно попал в гигантский механизм.
— Существует ли в реальной жизни персонаж, который пережил историю, подобную герою фильма?
— В реальной жизни такого персонажа я не знаю, но, конечно, мне знакомы люди, которые переживали похожие ситуации в далеком советском прошлом: диссидентство, допросы в КГБ, слежку, запрет на профессию, доносы и предательство близких.
Все это — атрибуты НЕсвободного общества. Да и совсем недавно, всего лишь каких-то 5-6 лет назад, многие люди в Украине столкнулись с необходимостью сделать выбор.
Проблема выбора — самая серьезная из всех, стоящих перед современным человеком. Бесконечное количество вариантов реальности истощает. Каждый раз, когда, проснувшись, вы тянетесь к своему смартфону, вы уже делаете выбор. Поэтому в большой мере эта история — о многих из нас.
— Почему для рассказа вы выбрали именно такой жанр?
— Жанр сам себя выбрал. По основным признакам это — фильм-нуар — в нем все неявно, вязко, иллюзорно и мрачно. Но в то же время это — и детектив, и остросюжетный триллер с неожиданными поворотами, с яркими «многомерными» героями.
Метафорический язык увлекательного киножанра помогает комфортно погрузиться в историю, впрочем, вопросы, которые поднимает фильм, лежат в плоскости намного более серьезной.
В современной Европе историческая память является не только актуальной темой — прошлое действует как полноценный персонаж, оно полемизирует с гражданами и продолжает влиять на их жизнь.
Этот проект — попытка осмыслить и понять, что тоталитарное прошлое делает с нами, с какими его страницами мы можем работать как с материалом, а какие до сих пор остаются табуированными и травматичными.
— Имеет ли этот фильм отношение к книгам Оруэлла «1984», Замятина «Мы», Хаксли «Прекрасный новый мир»?
— Вы назвали классические произведения. Нет, не думаю, что имеет. Разве что — действие происходит в тоталитарном обществе, что свойственно любой антиутопии. Наша «вселенная» минималистична, она похожа на социалистический табор 1980-х, и вряд ли по визуальным признакам можно определить, говорим ли мы о недавнем прошлом или о недалеком будущем.
— Зачем вы снимаете этот фильм?
— Хороший вопрос. Впервые идея этого фильма возникла лет 8 назад, с того момента я периодически к ней возвращаюсь. Вот сейчас, кажется, созрели условия для того, чтобы мы его сняли. Мне просто хочется рассказать эту историю.
— Какую реакцию вы хотели бы получить от зрителей?
— Я далек от мысли, что эта история заинтересует по-настоящему массового зрителя, воспитанного на индустрии развлечений. Думаю, она — для тех, кому интересен кинематограф как территория личного высказывания. Однако — в самой истории, как я уже говорил, есть все составляющие зрительского кино.
— Каким должно быть кино в современном мире?
— Разнообразным. Я не думаю, что здесь возможен какой-то «правильный» ответ: кино должно быть «таким» и «вот таким».
В целом мир движется к депрессии. Я — не психиатр, я не знаю, какое кино полезно смотреть людям, которые проживают кризис, потерю ориентиров, которые устали от гонок по замкнутому кругу...
По моим ощущениям, хорошо было бы показывать кино, которое дает надежду и показывает какое-то другое измерение повседневной реальности, красоту и поэзию будничности. Сейчас миру интересны драматичные жесткие истории. Возможно, скоро будут востребованы сказки, светлые и простые, наивные.
Кстати, наш фильм будет поэтическим.
— Где вы находите вдохновение для своих идей?
— Я люблю слушать людей, записываю, расспрашиваю. Вообще нельзя сказать, что я специально что-то «нахожу», наверное, я просто собираю впечатления, — когда накапливается какое-то критическое количество впечатлений, они выливаются в идеи. Проследить этот процесс невозможно: ты слушаешь людей, читаешь книги, наблюдаешь жизнь вокруг себя, смотришь кино, посещаешь музеи, отправляешься в путешествие, — все это является сырьем творческого замысла.
— Есть ли смысл учиться у авторитетов или лучше прокладывать свой собственный маршрут?
— Хм. Сложная тема.
Есть смысл учиться в тех, кому вы доверяете, чьи работы вам нравятся, чьи ценности вам близки. На начальном этапе никогда неплохо пытаться копировать. Там вы овладеваете ремеслом.
Если у вас есть настоящие ценности — они проявятся, чтобы вы ни делали. И тогда вы начнете прокладывать свой собственный маршрут.
Реальное положение вещей сейчас таково, что люди все меньше нуждаются в непосредственном общении с другим человеком для передачи опыта. Вы все можете «выучить» в Youtube.
Но я не слишком верю в это, потому что, взаимодействуя с другим человеком, вы получаете не только информацию, вы получаете что-то большее — энергию, эмоции, в конце концов, прямую передачу опыта. Поэтому, если есть возможность учиться у кого-то, кто вам нравится, — учитесь. И лучше сразу на практике.
— Что бы вы могли посоветовать людям, которые хотят реализовать себя в кинопроизводстве?
— Зависит от того, что значит «реализовать себя в кинопроизводстве».
Кинопроизводство — большая сфера, здесь работают не только режиссеры и сценаристы, но также продюсеры, бухгалтера, осветители, администраторы, водители.
Я вообще не уверен, что могу что-то советовать, но если речь о людях творческих профессий — я бы сказал только одно: никогда не думайте, что вы знаете, как снимать кино. Внимательно смотрите вокруг — и будьте любознательны.
СПРАВКА «Дня»
Александр Стеколенко — украинский режиссер, сценарист и продюсер.
Фильмография включает 4-серийную мелодраму «Правдивая история о Красных парусах», документальный проект «Обратный отсчет» о подготовке Виталия Кличко к бою на звание «Чемпиона мира», документальные фильмы «Коктейли Грушевского» о событиях на Майдане и «Влекущий, сладкий, без пределов», отмеченный в двух категориях фестивалем Docudays. Этот фильм также вошел в программу 21-го Международного фестиваля документального кино в Иглаве (Чехия), а также в короткий список национальной премии «Золота дзиґа».
Он является автором более 500 рекламных, фешн и музыкальных видео украинских и международных брендов. В его портфолио — рекламные кампании Samsung, Nokia, Syndicate, а также музыкальные видео для «Океана Эльзы», Sun Say, BRUTTO, Скрябина.