Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пять изданий о первой сцене

К 100-летию Национального драматического театра им. И. Франко были представлены книжные новинки
23 октября, 2019 - 10:38

100-летняя история франковцев — это не только история актеров, драматургов, режиссеров, это также художественная и жизненная история всех подразделений театра: творческая и техническая, благодаря которым рождаются новые спектакли...

— К нашему юбилею мы показываем не только премьеры, но и уже выпустили интересные книжные новинки, — подчеркнул Михаил ЗАХАРЕВИЧ, генеральный директор-художественный руководитель театра им. И. Франко. — Это монографии «Більше, ніж театр: 2001—2012» Анны Веселовской, в которой рассказывается о периоде деятельности театра, когда художественным руководителем был Богдан Ступка, и четырехтомное издание «Альманах прем’єр» — презентация спектаклей театра 2016—2019 годов. Два альбома: театральных работ известного фотохудожника Виктора Марущенко «Франківці. Миттєвості»: собрание эксклюзивных фотографий, снятых в 1970—2019 гг., и «Сценографія. Пошуки власної естетики 1920—2020», посвященный художникам, работавшим в нашем театре. А я подготовил «Щоденники директора театру» (об этой книжке «День» писал в № 175 — «Секреты первой сцены Украины»).

Все эти издания можно назвать летописью истории франковцев, где изображен тернистый путь прославленного коллектива. Поскольку театр — это не только актеры, режиссеры, но и те, кто создавал «лицо» спектаклей, — талантливые художники, работавшие в разное время в нашем коллективе. Мы стремились продемонстрировать самобытность мастеров: художников, сценографов, фотомастера Виктора Марущенко, который своими фотографиями заснял разные моменты, — за кулисами и на сцене. А в «Альманах прем’єр» вошли спектакли, которые можно увидеть в нашем репертуаре, — на Большой и Камерной сценах, созданные на протяжении трех последних лет. Хочу отметить, что за 100 лет накопились огромное количество материалов; документов, фотографий, эскизов и артефактов, которые дают возможность проследить путь театра от дня основания (28 января 1920 г.) и до в настоящего времени. Мы вспоминаем корифеев, знаковых личностей: кумиров, мастеров, звезд и талантливую молодежь, которые сегодня «пишут» новейшую историю франковцев. Уверен, что книжки, которые представляем, будут интересны всем, кто любит театральное искусство.

Их удалось выпустить благодаря финансовой поддержке Украинского фонда культуры и их планируем передать в библиотеки, а в театральных учебных заведениях они уже есть.

Кстати, мы подготовили и аудио- и видео-дополнение — это записи семи знаковых спектаклей: «Украденное счастье» по И. Франко — в 1940 году (постановка Игната Юры, а главные роли исполняли: Амвросий Бучма, Наталия Ужвий и Виктор Добровольский); «Фараоны» (запись 1961 г., пьесу А. Коломийца поставил Павел Пасека, сценография Федора Нирода); знаковая постановка Сергея Данченко, с которой режиссер дебютировал на киевской сцене в 1979 году, — «Украденное счастье», а в роли Николая Задорожного выступил Богдан Ступка; «Мастер и Маргарита» (1987 г. постановка Ирины Молостовой, исполнители главных ролей — Степан Олексенко, Любовь Кубюк, Анатолий Хостикоев.); «Тевье-Тевель» (пьес Г. Горина по произведению «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема поставил Сергей Данченко, потрясающая сценография Даниила Лидера, и там можно увидеть «лучшего Тевье всех времен», как после гастролей в США критики назвали Богдана Сильвестровича Ступку); два спектакля нынешнего репертуара — супераншлаговые «Кайдашева сім’я» по И. Нечую-Левицкому (режиссера Петра Ильченко в исполнении Владимир Коляды и Наталии Сумской) и «Morituri te Salutant» (по произведениям В. Стефаника в 2013 г. поставил Дмитрий Богомазов). Я уверен, что наши книжные и видеопрезенты пригодятся всем, кто любит искусство Мельпомены.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ