О зарплате в четыре тысячи долларов учителям остается только мечтать. Напомним, перед выборами президента эксперт в области образования Сергей Бабак из команды «Зе» заявлял, что в случае победы вполне реально увеличить просветительские зарплаты до такого уровня. Его заявления сразу восприняли критически. Потому что выполнение обещанного обошлось бы государству в 21,5 миллиардов гривен в год. Средства фантастические. Ведь даже в бюджете на 2020 год не нашлось дополнительных 5,1 миллиарда гривен как раз на увеличение учительских зарплат. Поэтому как новая власть собирается выполнять обещанное, непонятно. А вот градус напряженности в просветительской среде растет. Сначала министр образования и науки Анна Новосад заявила, что действительно в бюджете не хватает средств для решения проблемы учительских прибылей. В просветительском профсоюзе заявили об акциях протеста именно из-за вопроса заработной платы.
ЗАКОНДАТЕЛЬНЫЕ «МИНЫ»
Теперь Сергей Бабак возглавляет парламентский комитет по вопросам образования, науки и инноваций. Компромиссы, как же таки увеличить зарплату учителям, в его комитете пока не найдены.
Увеличить доходы учителей обещало не одно правительство и парламент, даже готовились необходимые нормативно-правовые акты. Если бы их выполняли, то не пришлось бы новым парламентариям придумывать что-то еще. Так, в июле было издано постановление Кабмина еще правительством Владимира Гройсмана, которое предусматривает увеличение оплаты труда для всех педагогов от 20 до 70% уже в следующем году.
Также речь шла о поэтапном продолжении повышения зарплаты для них на протяжении следующих четырех лет. Постановление дополнило Закон «Об образовании», который предусматривает увеличение до 2023 года наименьших должностных окладов до четырех прожиточных минимумов. То есть и закон, и правительственное постановление четко предусматривают увеличение заработной платы педагогам.
Недавно парламент поддержал в первом чтении закон «О полном общем среднем образовании», в котором совсем по-другому предлагается изменить учительские зарплаты. Это стало поводом для очередной дискуссии и возмущения. Александр ЯЦУНЬ, председатель Киевской городской организации Профсоюза работников образования и науки, отмечает, что правки к поддержанному закону предлагают отменить ряд доплат учителям, в частности за классное руководство, за проверку учебных работ, за заведование учебными мастерскими, кабинетами, спортивными залами, учебно-исследовательскими участками, за обслуживание компьютерной техники, проведение внеклассной работы по физическому воспитанию учеников и тому подобное.
ОСТАВЛЯТЬ НАДБАВКИ ИЛИ НЕТ?
Сейчас учителя рассчитывают на приличную плату именно благодаря разным видам надбавок. Ведь до сих пор в Украине начисляют зарплату по статье 25 закону «Об общем среднем образовании», принятой в 1999 году. По ней тарифная ставка учителя — это педагогическая нагрузка (18 учебных часов в течение учебной недели), а также другие виды педагогической деятельности в определенном соотношении к тарифной ставке (в процентах). Например, за классное руководство учитель получает 20—25%, за проверку тетрадей — 10—20%, а за заведование мастерскими — 15—20%.
Изменения к закону о среднем образовании предусматривают исчезновение всех надбавок, вместо этого педагог должен получать высокий оклад, заложенный в бюджете. Поскольку в бюджете-2020 средств вообще не предусмотрено на рост учительской платы, отсюда — и волна возмущения в образовательных кругах.
«Зарплата зависит от того, сколько средств заложено в бюджете. Не стоит воспринимать, что увеличить надбавки — это то же самое, что увеличить зарплаты, — объясняет народный депутат от партии «Голос» Инна СОВСУН. — Дискуссия продолжается вокруг того, какой должна быть структура заработной платы отдельного учителя. У нас сложилась нетипичная ситуация для развитых стран, когда есть базовый оклад, но он составляет половину тех денег, которые получает учитель на руки. Зато есть ряд надбавок. Но можно пойти более простым путем — сразу установить базовый высокий оклад, который будет покрывать работу надбавок. Должна быть общая оплата за объем работы, которую выполняет учитель».
«Кроме того, ведется отдельная дискуссия по поводу надбавок за классное руководство. Должны быть отдельные ставки кураторов, координаторов или тьюторов, которые профессионально будут выполнять работу, то есть будут заниматься классным руководством. Система надбавок очень ненадежная для учителя. Вот в школе три учителя физики, кому из них дадут заведование кабинетом, за что дают надбавки? Я знаю, что это дают учителю, наиболее лояльному к директору. Сегодня, когда есть немало надбавок за мелкие типы учительской работы, это означает много дополнительной бумажной работы. Но им нужно дать возможность работать и развиваться, а не заниматься бумагами», — считает Инна Совсун.
«НУЖНО ОПЛАЧИВАТЬ МНОГОГРАННУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ»
Чтобы решить вопрос просветительских зарплат, в профильном комитете ВРУ работает специальная рабочая группа. В Министерстве образования и науки со своей стороны подготовили на ее рассмотрение предложения изменений к законопроєкту о среднем образовании. В первую очередь предлагают повысить зарплаты двум категориям — воспитателям дошкольных образовательных заведений и молодым учителям. Также Минобразования ведет переговоры с Министерством финансов об отдельной субвенции на повышение зарплат.
Директор Центра тестовых технологий и мониторинга качества образования Виктор ГРОМОВОЙ считает, что нельзя возмущать общество заявлениями об отмене каких-либо надбавок, не дав никаких гарантий, что учитель при любых условиях будет иметь достойную зарплату. По его словам, такие заявления только стимулируют отток кадров из школ. Каждый раз в начале учебного года школы ищут себе новых учителей, кто-то уволился или ушел на пенсию. А завлечь специалиста на зарплату 6-7 тысяч гривен, когда кассиры в магазинах получают больше, задача непростая.
«Прежде чем говорить о системе оплаты труда, нужно решить, для чего мы это делаем. Если мы хотим гибкую систему образования, то поурочная система образования тормозит такой путь. Вряд ли экономическая ситуация нам позволит отказаться от классных руководителей и перейти на принципы тьюторства. Изменять систему оплату труда нужно, но под таким углом зрения, что будем оплачивать всю многогранную работу учителя, а не поурочную работу. Нужно это делать шаг за шагом сначала как пилот в одном регионе, а к 2023 году распространить этот опыт на всю страну», — резюмирует Виктор Громовий.
На самом деле сегодня сложилась парадоксальная ситуация. Общество ждет от учителя постоянного развития, внедрения новейших технологий в учебный процесс и хорошо наученных учеников. При этом никого не интересует, сколько тетрадей проверил классный руководитель. Государство же до сих пор не запустило мощный механизм мотивации учителя работать именно на результат, а не ради надбавки.