На Западе явление корпоративной социальной ответственности достаточно привычно. Компании стремятся быть социально активными и ответственными. То есть целостно иметь хорошие показатели в вопросах корпоративного управления, охраны труда, трудовых отношений, прав человека, честных операционных практик, заботы об окружающей среде, работах с заинтересованными сторонами, с которыми взаимодействует компания: сотрудниками, партнерами, потребителями, государственными органами, акционерами. Общество на Западе со своей стороны хорошо осознает и трактует эту ответственность, демонстрирует бизнесу свой запрос подражать этим стандартам, стимулирует компании внедрять социально важные проекты. Однако в Украине еще много работы в этом направлении. В частности, часто встречается ошибочное восприятие корпоративной социальной ответственности, несистемность в практиках КСО, соблюдение компаниями стандартов КСО только в определенных пунктах и игнорирование других.
О социальной корпоративной ответственности в Украине, имеющихся тенденциях и векторе развития сферы «День» говорил с председателем правления Центра «Развитие корпоративной социальной ответственности», экспертом по устойчивому развитию Мариной САПРЫКИНОЙ.
«КСО УЖЕ РЕЖЕ ОТОЖДЕСТВЛЯЮТ С БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ»
— Вы долгое время исследуете вопрос корпоративной социальной ответственности в Украине. Как в нашей стране воспринимают КСО и какова осведомленность об этом?
— Центр «Развитие корпоративной социальной ответственности» занимается темой развития корпоративной социальной ответственности уже десять лет. И сейчас могу сказать, что понятие КСО становится все понятнее для общества. Определенные стереотипы начинают меньше проявляться, и, например, КСО уже реже отождествляют с благотворительностью.
Сразу уточним, в чем разница между КСО и благотворительностью. КСО — это ответственность компаний за свое влияние на общество. Влияние проявляется в аспектах, связанных с бизнесом компании. И потому она разрабатывает программы и проекты, направленные на минимизацию негативного влияния и распространения позитивного, обязательно с привлечением сотрудников. Эти программы и проекты ложатся в основу КСО-стратегии компании, которая является неотъемлемой частью бизнес-стратегии. Например, когда компания имеет заводы, то она влияет на своих сотрудников, местную громаду, окружающую среду, регион присутствия в целом, партнеров и поставщиков. То есть ее отношения с этими людьми-стейкхолдерами влияют на бизнес. И потому для компании важно улучшать эти отношения, делать больше, чем она должна по закону, — и это о КСО. Благотворительность может быть всего лишь маленькой частью в отношениях с обществом, когда компания оказывает благотворительную помощь.
Что касается основных практик, то если посмотреть в ретроспективе — ранее компании, как правило, говорили о взаимоотношениях с работниками, а теперь больше уделяют внимания окружающей среде, и люди воспринимают КСО как экологические практики. Потому что есть запрос от общества на экосознание.
Нашей миссией является распространение правильного понимания корпоративной социальной ответственности. И потому наши активности — публикации, книги, кейсы — об этом. С целью просветительства в вопросах КСО мы издали учебник, недавно совместно с партнерами записали видеокурс и запустили платформу для обучения устойчивому развитию Impactorium. Хотелось бы, чтобы, например, представители молодежи, активисты, которые посмотрят курс, впоследствии призывали компании быть социально ответственными или чтобы менеджеры КСО более эффективно разрабатывали программы.
— Интересно, что экотему общество подхватило, и она актуализирована. А как сделать, чтобы другие составляющие КСО были в повестке дня?
— Медиа точно может помочь, как и государство. Например, в ЕС каждая страна имеет свой национальный план по корпоративной социальной ответственности. Недавно такой план разработала и Болгария. Поэтому хотела бы призвать наше новое правительство принять уже Национальный план по КСО, который был разработан, но так и не принят. Это нужно для того, чтобы все же в Украине было единое понимание КСО, и бизнес, а также правительственные структуры, могли на него полагаться. А также Национальный план показал бы, куда двигаться государству и какие приоритеты будут через несколько лет.
«24% КОМПАНИЙ В УКРАИНЕ УЖЕ ИМЕЮТ ЗАЛОЖЕННЫЙ БЮДЖЕТ НА ПРОЕКТЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»
— В Центр компании обращаются за рекомендациями относительно КСО?
— Компании обращаются, и мы помогаем. На сегодня мы работаем с 40 компаниями Украины. Это — большие международные и украинские компании. Тем не менее в Украине немало предприятий, которые считают, что знают, как внедрять КСО, потому пробуют делать что-то самостоятельно, но наступают на грабли. Например, делают КСО-проект, ориентируясь на закрытие каких-то краткосрочных репутационных рисков. У нас был случай, когда к нам обратилась компания, которая захотела работать с Центром в тот момент, когда ее обвинили в нечестном поведении на рынке.
В наших консультациях мы всегда отмечаем стратегичность развития КСО. В это понятие входит не только план развития, но и ответственность за внедрение КСО, бюджет на КСО-программы и отчетность. 24% компаний в Украине уже имеют заложенный бюджет на проекты корпоративной социальной ответственности, а хочется — больше.
— На каком этапе развитие КСО в нашей стране?
— Компании, которые этим давно занимаются, уже достигают хорошего уровня и могут сравниваться с лучшими европейскими практиками, поскольку их КСО-инструменты отвечают международным стандартам. Но опять вопрос в поддержке правительства. Мы ждем принятия Национального плана действий по КСО, что также бы решило и другую проблему — отсутствие понятия корпоративной социальной ответственности в украинском законодательстве. Это несет определенные риски, потому что каждая компания воспринимает это по-своему. Нельзя ни на что полагаться, только на международные нормы. Очень хотелось бы, чтобы КСО была закреплена в законодательстве и чтобы было понимание, что бизнес — надежный партнер в решении общественных вопросов.
«КОМПАНИЯ ДОЛЖНА ДЛЯ СЕБЯ ВЫДЕЛИТЬ КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ, ГДЕ ОНА ВИДИТ СВОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО»
— Что касается правильных практик корпоративной социальной ответственности в Украине — какие тенденции движения в этом направлении?
— Для КСО важна система. Компании со стратегическим подходом к КСО всегда выигрывают. Поэтому компания должна для себя выделить ключевые вопросы, где она видит свое влияние на общество. Например, если это логистическая компания, то один из ключевых вопросов — это окружающая среда. Далее компания оценивает свой цикл создания ценности и обсуждает внутри и извне, как она может улучшить свое влияние. Компания продумывает, какие материалы она использует и что можно уменьшить, как улучшить логистику, чтобы выделялось меньше СО2. Например, в Нидерландах компании по доставке используют велосипеды и водный транспорт. В Украине «Новая почта» перешла на экологический тип упаковки для отправлений и отказалась от пенопласта во время упаковки.
Поэтому среди популярных практик сегодня — работа с поставщиками, чтобы переосмыслить свое влияние на социальные и экологические вопросы. Другая практика — обеспечение прав человека в бизнесе. Недавно три компании в Украине подписали международный призыв к бизнесу относительно защиты прав человека — «Астарта», украинские отделения «Сингенты» и «Ашан». И за такими объединениями бизнеса в продвижении вопросов социальной ответственности — будущее.
— Как поднимать уровень социально ответственного бизнеса?
— Нужна поддержка государства, а также поддержка топов. Я считаю, что если мы заинтересуем топов, то это может иметь хороший толчок, чтобы другие компании приобщались. Это можно делать через рейтинги, награждения, а также совместные коалиции. Думаем над привлечением бизнес-ассоциаций — их поддержка важна. Не могу не отметить о сотрудничестве с Европейской бизнес-ассоциацией и Американской торговой палатой. Еще один важный аспект — это поддержка медиа. Чем больше об этой теме пишут медиа, тем больше поддержка компаний.
«НЕКОТОРЫЕ СТРАНЫ ТРЕБУЮТ ОТЧЕТНОСТЬ»
— Почему компаниям важно быть социально ответственными?
— Я бы выделила несколько аспектов: репутационный — 70% репутации компании составляет ее корпоративная социальная ответственность. Недавно Harvard Business Review оценивал лучших топ-менеджеров, и по оценкам рейтингов с устойчивого развития сформулировал свою оценку коэффициента успешности топов компаний — 30 процентов успешности топ-менеджера — это КСО компании. Второй аспект — это деньги инвесторов. Все больше инвесторов наблюдают за КСО усилиями компаний, а по кредитам скидка может быть внушительной при наличии КСО. Третий аспект — законодательство. Некоторые страны уже требуют определенных действий и отчетности: законодательство Франции требует раскрывать информацию о сети поставщиков или об инклюзивности, в частности, гендерном равенстве в компании. В-четвертых, это развитие громад, регионов присутствия и получения все той же лицензии на работу. Если общество не поддерживает компанию — это негативно повлияет на деятельность компании. И пятое — это сотрудники. Таланты и молодые люди стремятся работать в компаниях со смыслом. В Канаде даже известная общественная организация United Way обучает компании социальной миссии.
— Насколько важно украинскому обществу в целом и работникам, чтобы компании внедряли социально ответственные проекты?
— Я бы сказала просто: нельзя считать деньги, когда нечем дышать. Компании — это часть общества, потому их также должны волновать проблемы общества, и они должны на них отвечать, если эти компании имеют долговременные стратегии. Бизнесу с социальной миссией нужно внедрять КСО ради устойчивого развития и будущих поколений. Мир меняется, а важность КСО только растет.