На протяжении пяти месяцев студенты педуниверситета и ДОнНУ им. Василя Стуса общались с крымскими татарами, которые после аннексии Крыма переехали на Винниччину и сейчас компактно проживают в селе Новая Дамба. Молодые люди не только собирали интервью, прорабатывали их, но и получили уникальную возможность воспроизвести воспоминания своего собеседника на сцене. Так родился молодежный документальный театр «Реальных людей». На прошлых выходных молодые актеры представили свой первый спектакль «Крымские татары: когда мы вернемся...». В его основе 20 устных рассказов, которые отражают воспоминания трех поколений: тех, кто пережил депортацию 1944 года, кто вернулся в Крым в 1990-х и опять вынужден был эмигрировать после аннексии полуострова в 2014-м.
«ЭТО НАША ЖИВАЯ ИСТОРИЯ»
Консультантом спектакля стала Галина Джикаева, которая является режиссером PostPlayTeaтpа. А сценаристом — Таисия Гайда. По их замыслу, все герои, а их было одиннадцать, должны были выходить на сцену после звука поезда и с пустым чемоданом. Он символизировал все то, что актеры пытались сказать, вместить и показать. После просмотра спектакля «чемоданы» всех зрителей были собраны — полные эмоций и историй длиною в жизнь, отметила руководительница проекта Юлия ПИСКУНОВА. Она говорит: чтобы придерживаться канона документального театра, организаторам пришлось отказаться от перевода сценария на украинский. Спектакль представляли на русском, но он насыщен крымскотатарскими словами и украинскими диалектами, что придает колорит.
«Жанр документального спекталя новый для Украины, хотя давно завоевал внимание многих зрителей в Европе. Вызовом был и подбор актеров, ведь все участники «Реального театра» раньше не играли на сцене, это активная молодежь Винницы, которая хочет поднимать тяжелые и важные для общества темы, — отметила Юлия Пискунова. — Они не побоялись прожить, пропустить сквозь себя трагические воспоминания крымских татар. Это было сложно эмоционально. Но сложнее всего было определить и избрать самые сильные нарративы. Студенты опросили несколько десятков крымчан, спектакль имел лимитированное время, нельзя было адаптировать и включить в сценарий все. Мы даже спорили, потому что каждый хотел показать своего героя. В конечном итоге решили передать выбор в руки сценаристу и режиссеру, а тем временем записали аудиоверсию всех диалогов, потому что эти воспоминания, сильные нарративы нельзя утратить. Это наша живая история».
«ИСТОРИИ КРЫМСКИХ ТАТАР РАССКАЗЫВАЮТ НЕ КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ»
Спектакль длился полтора часа и состоял из трех условных частей: депортации, возвращения и аннексии. Бывало так, что один герой поднимался на сцену несколько раз, потому что среди интервьюеров были крымчане разного возраста, среди них и пережившие депортацию 1944-го года как дети, и новую депортацию в 2014 году — уже как пожилые люди. Каждая история отражала не просто трагедию одного конкретного человека, а целой семьи, отметил командир добровольческого батальона «Крым» Иса АКАЕВ, чья история также была представлена во время спектакля.
«Это действительно не просто спектакль, это событие для нашего народа. Пожалуй, впервые истории крымских татар рассказывают не крымские татары, а молодые украинцы. Моя история тоже звучала во время спектакля, и было очень интересно, как другой человек меня воспринял, как передал эмоции, воспоминания, которые до сих пор причиняют боль, — комментирует Иса Акаев. — Я рассказывал о своей бабушке, маме, о том, когда впервые узнал, что нас депортировали. В Узбекистане, где мы жилы, все были депортированы — это люди, которые не устраивали советскую власть. В школе наш класс назывался русским, но ни одного русского среди нас не было. Были поляки, корейцы, немцы и крымские татары. Однажды в пионерском лагере вожатые поставили нам задачу — воспроизвести традиции своего народа, мол, 15 республик, единый Союз. Я сказал, что покажу, какие обычаи сохраняют крымские татары. А мне: «Мальчик, такого народа, как крымские татары, не существует!». Меня часто спрашивают, почему крымские татары постоянно хотят вернуться в Крым. Ответ прост: если бы не было Крыма, мы бы не состоялись как народ. Там наша земля, наши горы, море и воздух».
«ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК ДЛИНОЮ В 100 ЛЕТ»
Жизненную историю командира батальона «Крым» Иси Акаева на сцене воспроизвел студент ДонНУ имени Василя Стуса Денис ТЯПКИН. Ему тема депортации, переезда с родной земли тоже близка. С началом войны на Донбассе парень сам переехал в Винницу из оккупированной Горловки. Не со слов знает, как это — покинуть родной дом, видеть слезы матери и переживать разлуку с дорогими вещами. Говорит, что при постановке самое сложное было совладать с собственными эмоциями, воображением и креативым виденьем, чтобы не испортить ценность истории и не исказить образ человека, с которым общался.
«Для меня спектакль — это поучительный урок длиною в 100 лет, который раскрывает связь поколений и сильную любовь к родной земле, — рассказывает Денис. — Я хорошо понимаю эмоции крымских татар, сам из Горловки, это 40 км от Донецка. Мне, как и им, пришлось покинуть родительский дом и переехать на мирную территорию. Наша история цикличная, мы сегодня можем видеть определенные повторы и то, какие уроки мы усвоили, а какие пропустили. Это и отражение ситуаций, происходивших в Советском Союзе, после его распада и аннексии Крыма. Вообще документальный театр — это мощный интерактивный инструмент, потому что таким образом молодые люди не только изучают историю из устных рассказов, но проживают ее на сцене. Это современный способ рассказать о проблемах, коснувшихся определенных людей, и показать их обществу в новом формате — документальном спектакле».
Зрители в зале от услышанных историй плакали и громко аплодировали актерам. Трепетным было обсуждение увиденного после спектакля, во время которого герои делились своими впечатлениями с молодыми актерами. Дополнением к постановке стала документальная экспозиция об истории депортации крымских татар. Ее предоставил Институт национальной памяти.
Как писал «День» (№217 за 25 ноября в 2019 г.), спектакль «Когда мы вернемся...» инициировали общественная организация «Ветан» в сотрудничестве с историческим сообществом «Подольское наследие» к 75-й годовщине депортации крымских татар. Премьерный показ проходил при поддержке Украинского культурного фонда. После Винницы постановку «Крымские татары: когда мы вернемся...» планируют показать во Львове, Киеве и Херсоне.
КСТАТИ
«Тюльпан прав человека» — Лили Гемеджи
Адвокатесса из Крыма получит награду правительства Нидерландов
5 декабря, в канун Международного дня прав человека, посол Нидерландов в Украине Йеннес де Мол вручит премию «Тюльпан прав человека» правозащитникам из Крыма и Одессы, сообщает QHA media (qha.com.ua) .В 2019-м первая премия присуждена адвокатессе из Крыма Лили Гемеджи. Она одна из немногих адвокатов и адвокатесс на оккупированном полуострове, которые принимают участие в политически мотивированных процессах. Неоднократно получала угрозы и предупреждения с требованием прекратить правозащитную работу.
«Тюльпан прав человека» — это награда правительства Нидерландов, инициированная голландским МИД. С 2008 года она ежегодно присуждается правозащитникам и организациям, которые поддерживают права человека на глобальном уровне. Кроме этого, с 2018 года посольство Нидерландов во всем мире также вручает местные награды активистам и правозащитникам, которые оказываются в опасности из-за своей работы.
Лиля Гемеджи является защитницей фигуранта второго бахчисарайского «дела Хизб ут-Тахрир», одного из координаторов общественного объединения «Крымская солидарность» Сервера Мустафаева, признанного узником совести, сообщает www.radiosvoboda.org. «Это премия за правозащитную деятельность и не более. Насколько я понимаю, посольство само выбрало меня. Был ли кто-то, кто предлагал мою кандидатуру, или нет, я не в курсе. Кто был инициатором этого выдвижения, также для меня остается загадкой. Мы же работаем не ради премий, и цель их получения мы себе не ставим», — сказала Гемеджи корреспонденту проекта Крым.Реалии (ru.krymr.com). Она отметила, что такое признание говорит о том, что есть союзники и друзья «в борьбе против несправедливости». «Это очень ценно, конечно. Я считаю, что это — не только мое достижение. Это коллективная премия всех адвокатов, которые работают в Крыму. Это премия активистов «Крымской солидарности». Это премия всех тех, кто подвергся преследованиям за защиту прав человека», — добавила Гемеджи.