Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Поиски понимания

В библиотеке КПИ проходит выставка «Между фронтами. Игрок в бисер Герман Гессе»
6 декабря, 2019 - 12:04

История каждой культуры, конечно, полна особенностей, которые можно понять, только глубоко погрузившись в контекст. Но в то же время все же есть те точки соприкасания, в которых разные страны могут легче добиться взаимопонимания, потому что имеют несколько похожий опыт. Символично, что именно в Украине проходит выставка «Между фронтами. Игрок в бисер Герман Гессе», концепция которой разработана в Доме литературы в Берлине. Потому что кто, как ни украинцы, хорошо поймут судьбу писателя во времена тоталитаризма.

АВТОР ДЛЯ ТЕХ, КТО ИЩЕТ СЕБЯ

«Жизнь каждого человека является путем к самой себя», — писал величайший писатель, лауреат Нобелевской премии Герман Гессе. И биография автора это подтверждает. Очень часто в своей жизни писатель находился в поиске и шел своим путем, потому что еще с юности усвоил: иначе его постигнет глубокий внутренний кризис. Хотя Гессе родился в семье миссионеров, но бежит из семинарии, потому что понимает, что это не его. Во времена Первой мировой войны, когда Германия становилась все более воинственной, писатель поддерживал антимилитаристское движение (несмотря на огромную критику со стороны большинства немцев).

«Герман Гессе принадлежит к хуспрекословно превозносили, то безоговорочно порицали. В 60-70-х годах он стал кумиром бунтарской молодежи, а в настоящее время это один из самых популярных европейских писателей в США и Японии, — рассказывает на открытии выставки Иван МЕГЕЛА, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной литературы Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, переводчик одной из книг Германа Гессе. — В Украине судьба писателю выпала лучшая. Он пришел к нам уже после Второй мировой войны, и в отношении этого я хотел бы вспомнить академика Дмитрия Затонского, который много сделал для того, чтобы этот писатель стал доступен и украинскому читателю».

«Для меня Гессе является, возможно, несколько изотерическим автором, направленным на подростков, молодых людей, ищущих себя. Гессе действительно имел очень большое влияние, кстати, и на музыкальную культуру. Это можно хорошо увидеть на примере разных групп», — заметила директор Goethe-Institut в Украине Беате КЕЛЕР.

Личность Германа Гессе имеет много аспектов: он писал стихотворения, романы, притчи, политическую публицистику... А также оставил после себя более 300 акварельных работ. Впрочем, для выставки была избрана другая тема — межвоенный период жизни писателя. Это время является достаточно контраверсионным, и именно им упрекает Германа Гессе критика. Поэтому каждый посетитель, приходя на выставку, может приобщиться к собственному расследованию и попытаться понять, за что критикуют писателя и что на самом деле произошло. А с ответами на эти вопросы придет и более глубокое понимание нашей ситуации при другом тоталитарном режиме.

УНИКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, ЧТОБЫ ЦЕЛОСТНО ПОНЯТЬ СИТУАЦИЮ

Итак, что стало причиной критики? Прежде всего  Германа Гессе упрекают в том, что он, находясь в Швейцарии, не артикулировал четко свою позицию относительно местной политики по делам беженцев (страна очень неохотно их принимала — этой теме на выставке посвящен отдельный видеоэпизод) и режима Гитлера.

Во-вторых, обвинением стало то, что Герман Гессе и продолжал публиковаться в немецком издательстве, которое, чтобы выжить, должно было «подстраиваться», например, печатать стихотворения о фюрере. Еще один аргумент против писателя был такой: его старые фельетоны, рассказы и стихотворения активно печатали в немецких оккупационных газетах, которые распространялись, в частности, и на территории Украины (Deutsche Ukraine-Zeitung).

Действительно, избранная Гессе позиция была неоднозначной. Впрочем, чтобы увидеть ситуацию целостно, нужно более глубокое погружение в тему — в этом и поможет выставка «Между фронтами. Игрок в бисер Герман Гессе», которая демонстрирует уникальные документы, фото, письма.

СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ

На выставке, в частности, отмечено: «И хотя Гессе публично не выражал своего отношения к национал-социализму, его письма и неопубликованные тексты не оставляют никаких сомнений в том, что он принципиально отрицал национал-социалистический режим и не воспринимал его представителей». Например, в одном из стихотворений он писал, что лучше быть убитым фашистом, чем самому быть фашистом.

Такую позицию подтврждают и другие его действия. Вместе с женой Нинон Ауслендер (которая родом из Черновцов), они оказывали помощь немецким эмигрантам и еврейским беженцам, что отражено в переписке. На выставке, например, говорится, что Гессе написал руководителю федеральной полиции по делам иностранцев Швейцарии Генриху Ротмунду, чтобы вступиться за еврейского поэта Альберта Эренштайна.

Как объясняет литературовед Евгений СТАСИНЕВИЧ относительно упрека о публикации в оккупированных газетах, нигде в переписках не вспоминается этот факт, а тем более то, что Герман Гессе давал согласие на публикацию этих текстов. Вероятнее всего, его даже не спрашивали. Кроме того, не следует забывать, что после прихода к власти Национал-социалистичной рабочей партии все его немецкие счета были заблокированы.

Что касаетс издательства в Германии, то он действительно продолжал с ним сотрудничать. Одной из причин этого могло быть то, что писатель хотел помочь ему существовать и дальше, поскольку был среди главных его авторов. А кроме того, это издательство было его связью с немецким читателем. Как рассказывает Евгений Стасиневич в аудиогиде к выставке, писатель отправлял тысячи писем к молодежи, где пытался объяснить ситуацию. И все же книгой он мог сказать значительно больше.

Большие надежда писатель возлагал на роман «Игра в бисер». На выставке приведены следующие его слова: «в сегодняшней порабощенной Германии, где нельзя ни слова сказать, [роман] почти без остатка поймут десятки тысяч». Зато в Америке, по его мнению, такие людей было бы гораздо меньше. Но, к сожалению, замысел писателя не удалось реализовать. «Наверное, наибольшей его трагедией было, когда в 1942 году он не смог в Германии напечатать «Игру в бисер» и был стремительно раскритикован. Это стало очень сложным периодом его жизни», — рассказывает Беате Келер.

ПОГРУЖЕНИЕ В ЭПОХУ

В то же время эта выставка — намного шире взаимоотношений писателя с Германией в межвоенные годы. Она окунает в целую эпоху. Например, представленный на выставке эпизод, который немецкий писатель Франк Тис охарактеризував следующим образом: взаимоотношения «лож и партеров зарубежья» (немецких интеллектуалов-эмигрантов) и внутренней эмиграции. А сколько наших писателей пряталось во внутренний мир, чтобы найтись эту «зиму тоталитаризма»? Таких параллелей на выставке можно найти немало.

Посетители также будут иметь возможность увидеть редкие фото первых очерков к произведению Германа Гессе «Игра в бисер», много фотографий писателя с родными, документы... Кроме того, можно будет посмотреть видео о жизни в швейцарском экзиле, вручение Нобелевской премии, а также просмотреть цитаты из любимых произведений. Здесь хотелось бы привести одну из его притч — «Мы можем понять других, но объяснить только себя». Так и выставка «Между фронтами. Игрок в бисер Герман Гессе» скорее побуждает к пониманию судьбы писателя, а не к однозначным выводам.

Мария ЧАДЮК, «День», фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ