Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На чем стоит сегодняшняя Россия

И как Украине противостоять ее агрессии
11 декабря, 2019 - 18:45
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Для многих само собой разумеется, что будущее отношений с Россией является одним из ключевых вопросов для Украинского государства. Поэтому для Киева остается главный вопрос: как выстраивать политику относительно своего агрессивного северного соседа. 

Дипломатическая академия Украины имени Геннадия Удовенко (ДАУ) при Министерстве иностранных дел работает над разработкой концепции внешней политики Украины, в рамках которой отношения с Российской Федерацией занимают главное место.

В рамках подготовки этой концепции недавно ДАУ в сотрудничестве с Национальным институтом стратегических исследований провела «Круглый стол», посвященный  теме «Российского вызова».

По результатам стола можно сделать три вывода.

Во-первых, Российская Федерация  — наш неизбежный сосед, историческая и современная угроза.

Во-вторых, состояние противостояния рано или поздно завершится.

В-третьих, задача украинского истеблишмента, где основную роль будет играть дипломатия, — добиться достойного результата в противостоянии с угрозой и перейти хотя бы к просто «холодным» отношениям с таким соседом в среднесрочной перспективе.

«ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ НЫНЕШНЯЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ»

Как этого достичь? В первую очередь, нужно понять, чем является нынешняя Российская Федерация.

Агрессия против Украины стоит Российской Федерации санкций, негативный эффект которых, по подсчетам аналитиков МВФ, отнял почти 1,2% от ежегодного роста ее экономики. Объективно говоря, это вряд ли имеет критическое значение для РФ. На фоне этой реальности люди, которые считают вероятным близкий распад Российской Федерации, остаются в явном меньшинстве. По мнению экспертов, экономических признаков, похожих на те, которые предшествовали развалу Советского Союза, объективно не существует. Потенциальный развал России не должен становиться основой для стратегии Украины. Более того, появление на месте хищной империи кучки клонов вовсе не гарантирует их миролюбия, а процесс развала может вообще спровоцировать пожар, губительный для всех соседей.

Низким остается и протестный потенциал: чтобы он не рос, беспокоятся за малым миллионная полиция (первое место в мире по количеству на душу населения!), национальная гвардия (до 400 тыс. человек), ФСБ-КГБ, другие спецслужбы и судебная система — одно слово, по некоторым подсчетам, 4-миллионный репрессивный аппарат. Аппарат заботится о неизменности режима в России. Следовательно, эта Россия будет и дальше вести агрессивную внешнюю и репрессивную внутреннюю политику. Ответ Украины, по мнению экспертов, должен быть твердым, стратегическим и многоуровневым, выработанным на основе долгосрочной программы, которая включает такие пункты:

• усиление ВСУ (сейчас произошло количественное усиление, но пока не произошло существенное качественное усиление);

• дальнейшее ограничение экономических связей с РФ;

• поддержка гражданского общества, потому что только оно является гарантией против повторения событий 2014 года;

• развитие и укрепление институций;

• рыночно-социальная экономика;

• верховенство права

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Экономические проблемы РФ обусловлены как внутренними, так и внешними факторами.

Низкое качество государственного управления, которое страдает от законсервированности системы власти и отсутствия политической конкуренции, влечет главные экономические проблемы России. По прогнозам МВФ, мировая экономика будет расти на 3,5—3,6% ежегодно, российская экономика будет расти приблизительно на 2% в лучшем случае, а с 2021 года рост остановится. В начале 2018 года был полностью исчерпан национальный резервный фонд, Фонд национального благосостояния составляет 123 млрд долларов (всего лишь четверть от досанкционного), чистый отток капитала из РФ быстро растет.

России далее присущ высокий уровень коррупции, который оказывает негативное влияние на ее экономику. По официальным данным, потери от коррупционных преступлений за два года составили свыше 148 млрд рублей, а в судах находится свыше 60 тыс. уголовных дел относительно коррупции.

Крым и Донбасс по разным оценкам стоят Москве приблизительно 10 млрд долларов ежегодно. Крым остается и будет оставаться дотационным регионом на уровне Ингушетии и Дагестана. По оценкам агентства РБК, год войны в Сирии стоит около 900 млн долларов, Абхазия, Южная Осетия — свыше 1 млрд. Гуманитарные дотации для Приднестровья  превысили 6 миллиардов долларов. По оценкам Академии народного хозяйства, продовольственные контрсанкции обходятся России приблизительно в 8,3 млрд долларов ежегодно.

По официальной статистике, с 2016 по 2018 год РФ увеличила военные расходы на 2%. Однако реально около 20% расходов федерального бюджета шли через закрытые статьи. Военный бюджет России третий в мире, хоть по размеру ВВП страна не входит даже в первую десятку.

Несмотря на указанные недостатки, предпосылок для масштабной дестабилизации российской экономики не наблюдается. Экономическая база стагнирующая, но не катастрофическая  — профицитный бюджет, низкая инфляция, профицитный счет текущих операций. Речь о стабильной нисходящей, долговременной стагнации, при которой невозможен социально-демографический подъем.

Продолжается накопление количества негативных факторов, что может впоследствии превратиться в новое взрывоопасное качество. По данным исследования специалистов ВШЕ, которое они презентовали в октябре, за последние 30 лет часть доходов 80% населения сократилась на 21%. А часть доходов наименее обеспеченных граждан — вдвое. К группе среднего класса принадлежат всего около 7% населения страны. По данным единственного в стране авторитетного «Левада центра», 65% российских граждан не имеют никаких накоплений.

РОССИЯ КАК ПОЛИЦЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Российская Федерация не нова, возникшая в 1991 году держава, она является продолжением Советского Союза, а до этого — Российской империи со всеми соответствующими последствиями: политической, экономической, социальной, институционной преемственностью (ФСБ — продолжение КГБ, российские вооруженные силы — это продолжение совецкой армии, отсутствие гражданских свобод — продолжение административного социализма и так далее). У современной РФ нет такой мощной идеологии, как в СССР, а осталось только имперское обветшалое виденье себя в мире, как во времена Николая ІІ.

Неизменные имперские ценности, стремление беспрепятственного силового доминирования на постсоветском пространстве, изоляционизм, агрессивная внешняя политика откровенной антизападной расцветки, — основные характеристики государственной идеологии РФ. Со времен правления президента Путина эта политика получила отдельное название — «путинизм». Его помощник Владислав Сурков в известной публикации в «Независимой газете», очерчивая этот термин, отмечает, что институты, которые Россия позаимствовала у Запада, являются декоративными, они созданы только для видимости, потому россияне не придают им значения и знают, кто по-настоящему является носителем власти. Общество доверяет только руководителю государства, только первому лицу. Новизна «государства Путина» заключается в том, что «государство данный факт не игнорирует, учитывает, и из него исходит в начинаниях».

В рамках такой политики Россия все более превращается в полицейское государство. Значительными темпами усиливается милитаризация страны — как через рост силового блока, так и в общественном сознании, через огосударствленные средства массовой информации. Наблюдается расширение функций и прерогатив силовых ведомств (ФСБ, полиция, Нацгвардия), повышен социальный статус их работников по сравнению с другими категориями граждан. По оценкам экспертов, количество силовиков составляет уже свыше 4 млн,  среди которых армия — 1,9 млн, полиция 1 млн, нацгвардия 400 тыс., МЧС 600 тыс., спецслужбы ФСБ и другие структуры (СЗР, ГРУ) остальные.

Создана персональная национальная гвардия Путина, которая представлена как новый федеральный орган исполнительной власти.

Согласно данным радиостанции «Ехо Москвы», со ссылкой на сайт Independence, на 100 тыс. россиян приходится приблизительно 564,6 сотрудника полиции. А это — «почетное» 1 место в мировом рейтинге, составленном на основе статистических данных управления ООН по наркотикам и преступности.

«Путинская идеология» видит особую опасность в свободном практиковании гражданами их прав и свобод, в открытых диалогах и дискуссиях, свободе слова. По оценкам правозащитников, отмечается беспрецедентный масштаб репрессий против инакомыслящих — репрессии, и даже политические убийства в пределах РФ и за рубежом стали обычной местью за нелояльность режима, как и преследование оппозиционных лидеров.

Обвинительные акты автоматически копируются в судебные приговоры, происходит заказ арестов бизнесменов. Так называемые Болотное дело, Московское дело, дело Павла Устинова, дело журналиста Голунова, Пензенское дело («дело Сети»), обыски, аресты счетов в офисе ФБК Навального, дело 7-й студии, дело Дадина Котова, дело Калачевского широко известны международной правозащитной общественности — это лишь отдельные части целого.

Происходит тотальное огосударствление СМИ, независимые СМИ уничтожены или отодвинуты на периферию, иностранные СМИ запрещены. Установлен тотальный контроль власти над третьим сектором — нелояльные правозащитные организации получают статус иностранных агентов.

Отсюда и фундаментальный вопрос: а что же, собственно, делать? Как обращаться с такой страной, с таким соседом?

Критически важным становится наличие плана, который задает единственную генеральную линию для согласованных действий разных ветвей власти на разных уровнях, что базируется на понимании стратегических интересов — собственного и России; влияний, которые осуществляет Россия на Украину; собственных возможностей; зон зыбкости и вызовов для России, а также собственных зон зыбкости; потенциальных сценариев развития отношений, степень их достоверности.

Создать, а дальше последовательно воплощать такой план — задача правительственных и неправительственных институций, которые занимаются вопросами России  и украинской власти, избранной гражданами.

РОССИЙСКИЙ ИНТЕРЕС И ВЛИЯНИЕ НА УКРАИНУ

Цели России в Украине известны, озвучивались ее официальными представителями и выполнялись ее вооруженными силами, наемниками и пропагандистами: расшатывание Украины, где Донбасс является лишь инструментом дестабилизации, приведения к власти пророссийских сил, превращения Украины в подконтрольную территорию в форме управляемой федерации.

Украина, в конце концов, не является конечной целью России сама по себе. Такая Украина нужна для осуществления геополитических посягательств РФ: лишив Украину ее европейского и евроатлантического выбора идти дальше, дестабилизировать демократический Запад, разрушать Европейский Союз и НАТО. В конфронтации с Украиной РФ пытается применять все четыре элемента национальной силы: политико-дипломатический, экономический, информационный, военный, проводя боевые действия на Донбассе.

Милитаризированная имперская Россия имеет достаточно сил, чтобы сдерживать Украину на ее пути. Но она не способна заставить ее действовать по собственному сценарию.

Россия дважды стремилась установить контроль над Украиной (в 2004 и 2013 годах), дважды провоцировала всенародные восстания, однако ни разу не добилась вернуть Украину в сферу собственного влияния. Результат был противоположен.

КАК ЭТОМУ ПРОТИВОПОСТАВИТЬСЯ?

Со стороны Украины нет заинтересованности в эскалации конфронтации. Украина хочет мира на Донбассе и готова к настойчивому, поэтапному достижению этой цели. В обществе существуют разные оценки того, на какие компромиссы следует идти, разные виденья действий на освобожденных территориях (и не забывают при этом о Крыме).

В то же время для недопущения эскалации необходимо увеличение потенциала сдерживания, причем не только военного. Краеугольный камень успеха — сплоченность общества, доверие между гражданами и государством, где последнее еще далеко от выполнения своих обязанностей.

Не последняя проблема — уровень и содержание экономического взаимодействия с Российской Федерацией, которое не прекратилось, несмотря на войну. В 2018 году двусторонняя торговля достигла 11,743 млрд долларов при достаточно большом негативном для Украины сальдо (4,437 млрд), причем существенная часть украинского импорта — скрытый «импорт» из ОРДЛО, из нашей собственной территории. Экономисты, политики и граждане имеют отличные рецепты ее решения.

ВЕРОЯТНОСТЬ СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ

Их продуцируют и аналитики, и футурологи, и пассионарии, и бюрократы — эксперты озвучили все. Здесь и о распаде России как извечно враждебной силы, и о медленной позитивной эволюции, и о поглощении азиатским приливом. Первые утверждают, что распад России на меньшие образования приведет к изменениям, в которых аггрегированный агрессивный потенциал России в его нынешнем виде не будет иметь места. А следовательно, для Украины, которая является предметом геополитической борьбы за сферы влияния между Россией и Западом, такое развитие событий дало бы возможность реализации ее западного выбора.

Им возражают, что появление многочисленного количества новых образований не исключает вероятности враждебности этих образований по отношению к Украине. Кроме того, неизвестны геоинтеграционные тенденции этих новых мнимых образований. Такие сценарии, скорее, спекулятивные.

Очевидно, целесообразнее оценивать реалистичные варианты развития событий в среднесрочной перспективе. И направлять внимание на домашнюю работу Украины, строить не стратегию выживания, а стратегию развития и укрепления, не ждать ошибок агрессора, а подниматься на собственных преимуществах.

Известно, что авторитарные режимы имеют свои сильные стороны. Российское руководство не обременено международно-правовыми условностями, уважением к границам и договорам. Оно имеет несуществующую в демократическом мире возможность оперативного принятия самых жестких решений при безусловности их выполнения государственными институтами, опирается на авторитарное и бесконтрольное использование человеческих ресурсов. К тому же рассчитывает на молчаливую поддержку граждан.

Но это положение вещей имеет и обратную сторону.

Агрессивная внешняя политика России является продолжением ее агрессивной внутренней политики. Россия очень агрессивна к себе также. И, возможно, это и есть ее зона хрупкости. Ведь агрессивная сама к себе страна не может быть сильной. В критический момент фундаменты персонализированной власти дадут трещину.

Именно поэтому в дискурсе и экспертных обсуждениях речь идет не только о защите Украины от России, а о проактивных действиях Украины по отношению к России. Об уходе от позиции жертвы к сильной и сознательной  субъектности.

Другой потенциальной уязвимой зоной России является ее этническая гетерогенность — много народов, автономию и самобытность которых режим пытается упразднить или размыть. Сумеет ли решить этот вопрос полицейское авторитарное государство?

На протяжении многих десятилетий влияние России на Украину происходило  не через военные средства, а через использование ее внутренней уязвимости. Оно уменьшается изо дня в день. И в то же время появляется понимание возможности влияния Украины на Россию, Украины, которая развивается и которая доказывает возможность сбросить постсоветские лохмотья и присоединиться к интегрированной Европе.

Поэтому жизненно важной для Украины является и остается ее «иначесть», ее непохожесть на Россию. Свобода, за которую восставали Майданы, — самое сильное оружие Украины. Оно является основой нашей стойкости, нашей возможности развиваться.

Добиться успеха в этом экзистенциальном противостоянии невозможно без постоянной международной поддержки. Украина хорошо справилась с важным вызовом — формированием конструктивной коалиции поддержки в противостоянии с Россией. Но сейчас, когда западного обывателя убеждают, что «горячая фаза» якобы прошла, критически важно научиться разговаривать с каждой страной-партнером, с каждой политической силой и каждым тамошним обществом. Укрепление этой коалиции и международной поддержки должно базироваться в первую очередь на интересе, который будет составлять Украина для этих стран как интегрированная часть их общего пространства, а не на доказывании опасности России. Запад не хочет развала России. Запад не против России, которая бы пошла по пути, избранном Украиной: демократическая, рыночная, предсказуемая. Россия же не заинтересована в уничтожении НАТО И ЕС, она заинтересована в слабых НАТО и ЕС.

ГОЛОС ИЗ «ФЕЙСБУКА»

Александр Прилипко

Пусть в нашей жизни и много комичного, исходя из результатов волеизъявления, но по приколам впереди остается Россия. Там смешнее. Умеют они рядовые события превращать в праздники международного юмора. Вот снова арестовали шамана, идущего в Москву, изгонять дьявола. То ли Путина, то ли из Путина. И это в православной стране, где поп с кадилом наделен всеми полномочиями обуздания темных сил. Но вязать представителя ранней формы религии выбрали ментов? Не по сану получилось. Я бы сказал, не по-христиански. Особенно в дальнейших действиях, когда бедного шамана запекли в психушку, вместо праведного сжигания на костре. Естественно, собеседник духов пребывает в душевном смятении, ведь впадение в транс — его должностная обязанность, такая же, как и у Лаврова, например, на международных встречах. Последняя состоялась в Вашингтоне, где шаман иностранных дел бормотал заклинания, закатывая глаза, не слыша никого из присутствующих, кроме духа родного чума.

Татьяна ШЕВЧУК, магистр по политическим наукам в Университете Антверпена, Бельгия, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ