Падение рейтинга нынешней украинской власти было не трудно предусмотреть: так было со всеми ее предшественниками, и не могло быть иначе в обществе с патерналистской традицией не полагаться на собственные силы, а надеяться на чудо, с традицией больше верить в обещания, чем трезво оценивать свои ресурсы, ставить реальные цели и настойчиво идти к ним. Не трудно было предугадать и оппозиционную волну такого же популистского толка: легко обретать популярность среди тех, кому лучше обвинять, чем беспристрастно оценивать, кто голосует, чтобы только досадить, по поговорке «Выколю себе глаз, пусть у тещи зять будет кривой».
Самый мощный шквал обвинений в сторону нынешней власти поднимается, если присесть хотя бы на пару часов у телевизора, Оппозиционной платформой «За життя». Главные пункты обвинений: пренебрежение экономическим развитием, что приводит к низкому уровню жизни людей; кроме того, высокие коммунальные тарифы; избежание прямых переговоров с предводителями ОРДЛО; избежание формулы «особого статуса Донбасса»; недружественная позиция относительно России и ее президента.
Начнем с ответственности за состояние экономики. Все знают, что экономика состоит из материального (реального) и нематериального секторов. Первый — это производство товарной массы, которая, собственно, и воплощается в денежные знаки. Нематериальный сектор — это содействие производству и перераспределение полученного общественного продукта. Уровень развития экономики — это уровень материального производства, который, в свою очередь, определяется уровнем технологий, наукоемкостью продукции, сроками обновления основных фондов, рациональной организацией труда и т.п.
В Украине почти 90% экономики находится в частных руках. Какими выдающимися производственными успехами может похвастаться частный, и в первую очередь крупный/олигархический, бизнес за почти тридцатилетний период своего существования. О его «достижениях» достаточно красноречиво свидетельствуют данные об отечественном экспортном потенциале. (см. таблицу 1.)
ТАБЛИЦА 1
Источники: Товарная структура внешней торговли со странами ЕС В 2018 г. URL: http://www.ukrstat.gov.ua/; Торгово-экономическое сотрудничество Украина-ЕС URL: https://ukraine-eu.mfa.gov.ua/ua/ukraine-eu/trade-and-economic/ukraine-e... Сотрудничество между Украиной и странами ЕС в 2017 г. URL: http://www.ukrstat. gov.ua/druk/publicat/kat_u/2018/zb/06/zb_ES_2017.pdf
Следовательно, если исходить из товарной номенклатуры, Украина из статуса внутренней колонии России обрела фактический статус полуколонии в мировом разделении труда. Есть ли у нас научно насыщенные предприятия? Да, некоторые сохранились, но число их недостаточное для страны с такой территорией и с таким населением.
Самостоятельное развитие экономики совокупно с ее капитализацией считалось надежным залогом прогрессивного скочка. И справедливо ввиду опыта Западной Европы, Северной Америки, ряда деколонизированных стран. Выходит, дело в «капитанах бизнеса», в их интеллектуальной и морально-волевой способности создавать производство ХХІ века, в силе их национальных чувств.
Двухнедельник «Корреспондент» периодически дает информацию о наиболее мощных лидерах бизнеса. Последняя от 22 ноября 2019 г. о полсотне бизнес-личностей. Из них больше всего прославились деятельностью в сферах пиво-водочного и табачного производства (восьмеро), торговли (семеро), банковского дела, металлургической и пищевой промышленности (по шесть в каждой), почтовых услуг и связи (пятеро), а дальше от трех до одного в сферах агробизнеса, энергетики, тяжелого машиностроения, транспорта, фармакологии, строительства. В прошлом году было практически то же — восемь в пиво-водочном и табачном бизнесе, шестеро в металлургической и горнодобывающей промышленности, семеро в розничной торговле, по пять в энергетике и финансах, по четыре в пищевой промышленности, машиностроении и транспортных услугах, и от трех до одного в агробизнесе, связи, фармацевтике. Среди «капитанов» единицы тех, кто отметился созданием наукоемкой продукции. По-видимому, таких людей в Украине больше, но вес их бизнеса, похоже, небольшой.
Насколько беден наш крупный частный бизнес? Судя по роскоши, которой он себя окружает, средства им накоплены достаточно большие. Накопленные, похоже, не в реальном секторе экономики. А как с отдачей в виде инновационной деятельности именно в этом секторе? Об этом говорят такие данные. (см. таблицу 2.)
ТАБЛИЦА 2
Источник: Общий объем расходов по направлениям инновационной деятельности URL: http://www.ukrstat.gov.ua/
Для настоящего экономического прорыва явно недостаточно, тем более что объем инвестиций после короткого всплеска подупал. Логический выход — вкладывать средства в научные исследования, в конструкторские разработки и внедрять их в собственном производстве, а при отсутствии такового — создавать его с нулевого цикла.
Но не так прост наш бизнес-класс, чтоб идти прямым путем. Куда легче и дешевле содержать телеканалы и комментаторов, которые во всем обвиняют государство. Между тем возможности последнего определяются объемом налоговых поступлений в бюджет, а последние — эффективностью производства. От нее же зависит и уровень зарплат.
Вспомним, что помогло в свое время поднять антипорошенковскую истерию? Военные действия и потери? У нас они локальные и относительно небольшие сравнительно, например, с потерями на автодорогах. Источником истерии было другое — несоответствие семейных бюджетов введенным коммунальным тарифам. Новые тарифы соответствовали реальной себестоимости услуг, а заработные платы, из которых формируются семейные бюджеты, не соответствовали стоимости рабочей силы. И если стоимость рабочей силы пока не может быть больше, то кто в этом виноват — государство или частный бизнес, в котором занято большинство работающих?
Смешно сейчас наблюдать, как в низких доходах населения обвиняют власть те, кто являются владельцами частного бизнеса. Когда приходила в упадок командно-административная система, они вопили: «Поменьше государства». Оказавшись бизнес-ничтожествами, вопят противоположное: «Побольше государственной помощи» (финансовых вливаний, льгот, преференций). Отсюда и понятна их пророссийская и антизападная риторика — в Европейском Союзе бизнесмен выживает только благодаря собственной ловкости.
Осознав свою предпринимательскую несостоятельность, украинский олигархат ищет соломинку, которая бы помогла удержаться на рыночной поверхности. Такой соломинкой, как он надеется, может стать участие в нефтегазовом транзите из России в Европу. Конечно, к такому участию Кремль допустит только тех, кто докажет свою пророссийскую лояльность. Индикатор лояльности — легитимация ОРДЛО и их «особого статуса», признание российской принадлежности Крыма, вообще «нормализация» отношений с Россией, которая понимается как вассальная зависимость от нее, а в идеале — восстановление полного российского господства в Украине, возвращение ее в «лоно возрожденной империи». Кремль настойчиво пытается легитимно создать на востоке Украины в сущности фашистский анклав, а затем использовать его для распространения лугандоновских порядков на всю Украину. В случае успеха наша страна превратится в «зону», а те, кто поможет Путину, уже видят себя в ней политическими, хозяйственными, культурными, церковными «вертухаями», а кто-то даже и «кумом».
В сущности, вся «миротворческая» декларация со стороны ОПЗЖ является торговлей независимостью и суверенитетом Украины. Поведение такого рода объяснимо — доминирование в экономике непроизводственных сфер отображает тот факт, что она находится в руках людей «купи-продай», торгашей по своему нраву. Они ненавидят и будут ненавидеть всех, для кого свобода, честь и независимость Родины не просто лозунг, а внутренний жизненный стержень.
Казалось бы, сокрушительная критика оппозицией действующей власти должна считаться аттестатом патриотической зрелости последней, подтверждением ее имиджа антипода торгашества. К сожалению, ряд шагов власти дает основания сомневаться в этом.
Народы мира переживали самые разнообразные виды правления и самых разнообразных властителей. Но во все эпохи каждый народ никогда добровольно не отдавал свою землю и не раскрывал дружеских объятий агрессору. Мог осуществлять с ним экономические контакты, но только вынужденно, при отсутствии альтернатив. Когда ставится на кон свобода своей земли, то «торг здесь неуместен».
Новая власть, желая позиционировать себя предсказателем настоящего правопорядка, открывает уголовные дела против предшественников. Что ж, если за ними есть финансовые грехи, то пусть отвечают. Но вот в одном из журналистских материалов пришлось увидеть, что в перечне подозрений, выдвинутых предыдущему президенту, на первом месте стоит его приказ о передвижении военных катеров в Азовское море, что, мол, обострило отношения с Российской Федерацией. Как это понимать — как предупреждение тем, кто готов отстаивать национальное достоинство, не боясь, что Кремль «осерчает». И еще одно. Захват Россией украинских катеров был осужден соответствующим морским судом, европейскими структурами, большинством стран. Как тогда понимать подозрение Порошенко по этому эпизоду — как жест пренебрежения к ним, как жест угодливости в сторону Путина?
Предметом уголовного расследования является также Иловайское поражение. Все знают, что на войне наибольшую роль играет случайность. Не было военачальников, которые бы не испытали неудачи. Каждая из них должна быть предметом анализа военных специалистов, а не гражданских людей. Уголовное преследование за поражение — это тоже намек офицерскому корпусу, что не нужно проявлять излишнюю инициативность в защите Родины? Никто не знает, развернется ли полномасштабная война, никто не знает, как она будет складываться, но военачальники должны твердо знать, что им верят. Недоверие же деморализует офицерский корпус, а за ним и всю армию.
Бегло вспомним, что с приходом новой власти начали звучать и обвинения в сторону старой власти в том, что та не оказывала военного сопротивления аннексии Крыма и не применяла оружие против антиукраинских выступлений на Донбассе. Кажется, в те дни в таких действиях могли быть заинтересованы только те, кто жаждал массового российского вторжения, оправданием которому были бы картинки с погибшими «защитниками русского мира». Предыдущий Президент проявил необходимую, пусть и вынужденную, выдержку, не дав повода для масштабной агрессии, и, кажется, это одна из причин, почему пророссийская часть истеблишмента так свирепо его ненавидит. А коммунальные тарифы были для нее лишь поводом.
Украина фактически в состоянии войны. Пусть она локальная и ограниченная, но нуждается в постоянной ежедневной морально-психологической мобилизации общества, стимулировании в каждом гражданине готовности защитить свою землю. Кстати, эту готовность подтверждают социологические опросы. Будет мобилизовать или демобилизовать национальный дух предложенный отказ от обязательного призыва и полный переход на контрактный принцип набора на военную службу? Аргумент, что компактная, но хорошо оснащенная и выученная армия полностью способна защитить страну, не вызывает ничего, кроме иронии. Во-первых, мы уже фактически имели «компактную» армию и не заботились о призыве, чем и воспользовался агрессор. Во-вторых, контрактная армия — это хорошо для мирного времени. Но ее солдаты не бессмертны, и кто будет замещать павших и раненных в масштабных действиях? Конечно, резервисты. Откуда они возьмутся без обязательной срочной службы? На добровольной основе по примеру американцев? Финансовые затраты на их подготовку и на льготы для них могут стоить дороже, чем содержание массовой армии. Все сказанное продиктовано сомнениями, на самом ли деле новая власть согласна и готова организовывать защиту страны.
Кстати, была информация, что власть собирается подготовить закон об особом статусе ОРДЛО еще до нового года. Содержание законопроекта с обществом не обсуждается. А вопросов много. В первую очередь — на какую территорию собираются распространить закон. Только на занятую предателями родины или на Донецкую и Луганскую области полностью, то есть и на земли, политые кровью украинских патриотов? Между тем, донецкие боевики уже «конституционно» установили территорию своей республики в пределах административных границ Донецкой области. Самодеятельность на опережение или договоренность? Если второе, то с кем?
Большое сомнение в патриотичности власти вызывает намерение запустить без надлежащей подготовки рынок земли. Пока предусматривается разрешение на приобретение до 200 (двухсот!!!) тысяч гектаров украинских почв в одни руки. Президент заверяет, что земля будет продаваться только украинским гражданам. Но таковыми станут и иностранные граждане, для которых украинское гражданство станет вторым согласно планируемому закону о двойном гражданстве. Под кого готовится соответствующий законопроект? Граждане каких стран станут в очередь за украинским паспортом, а значит, и за правом на скупку наших земель?
Сколько угодно можно кормить общество обещаниями о скачке в производительности аграрного сектора после массовой приватизации земли, но все помнят о горькой судьбе украинской промышленности после ее массовой приватизации Нет гарантий, что аграрный олигархат будет лучше олигархата промышленного.
В целом, массовая скупка земель сделает безработными большинство украинских крестьян. Это будет удар не только по социальной группе, но и по этническому ядру всей украинской нации. Деэтнизация этого ядра в последующем может запустить маховик денационализации в целом и размывания самого концепта Украины как отдельной страны. Чтобы этого не произошло, рынок земли должен внедряться осторожно и поэтапно. Конечно, если действующая власть сохранение Украины видит своим приоритетным заданием. Или у нее дух торгашества не меньше, чем у ее оппонентов? По крайней мере, танцы вокруг российских поставок энергоносителей больше побуждают говорить «да», чем «нет».
Пока риторика оппозиции в сторону власти работает на укрепление репутации последней как проевропейской и антироссийской. Если общество поверит в это безоговорочно, то вряд ли станет сомневаться в целесообразности и патриотичности любых шагов властной команды. И тогда у нее будет полная свобода сдавать свободу, честь и независимость страны понемногу, чтобы народ этого и не заметил, ну, скажем, так, как делает жалостливый хозяин собаки — рубить ей хвост не сразу, а частями, чтобы было не так больно.